19.09.2020

Задание 5 (А2). Паронимы. Контекстная ловушка.

Задание 5 в старой версии ЕГЭ (до 2015 г.) имело номер А2. Формат изменился: ранее надо было выбрать один пункт, теперь – изменить одно и слов и вписать его в ответ. Актуальный список паронимов можно скачать на странице “Пособия”.

В отличие от “синонимов”, термин “паронимы” не столь широко известен. Но именно с этим каверзным феноменом вам предстоит иметь дело в этом вопросе. Пара таких слов – на картинке справа. Там же простой ключ к решению: НАдеть (что?) / Одеть (кого?) К слову сказать, это одна из самых распространенных ошибок: очень многие в обоих случаях используют слово “одеть”. Увы, ключ не всегда столь прост. Зато здесь вам не придется заучивать обширные списки, а надо будет всего лишь задействовать свою речевую эрудицию. Возможно, что никаких паронимов в вопросе не будет, а надо будет просто оценить, корректно ли использовать то или иное слово в данном контексте. В любом случае, вам предстоит оценивать лексическую сочетаемость слов, а главным вашим инструментом в выборе правильного ответа будет “игра” с контекстом.

На этой странице: План подготовкиПрактика

Пример 1

В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить
ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

План подготовки

Нарушение лексической сочетаемости – распространенная речевая ошибка (подробнее см. здесь). Проявляется она в неправильном выборе слова для конкретного контекста. Чтобы знать, с какими словами “дружит” данный пароним, надо четко понимать нюансы его смыла. Подготовится к этому вопросу, выучив некий список, проблематично (список был бы слишком большим). Но, если время позволяет, было бы весьма полезно пробежаться по онлайн-словарю паронимов. Не обязательно читать его весь – выберите лишь те слова, нюансы значения которых вы не понимаете.

Разумеется, на ЕГЭ в словарь не посмотришь. Но вы наверняка слышали ранее слова, предлагаемые вам в тесте. Если вы помните особенности их смысловой сочетаемости, то дело в шляпе. Если нет – придется прибегнуть к некоторым манипуляциям. Обычно будет достаточно одной из трех процедур. Рассмотрим их на примере.

Инструменты

  1. Попробуйте, не подглядывая в предложения из примера, сами придумать “малый” контекст (на уровне словосочетания) для каждого слова. Что можно назвать ценным? Совет, кадр (т.е. сотрудник), подарок, приз. А какие слова сочетаются со словом “ценностный”? Пожалуй, только два: ориентиры и установки. Теперь посмотрим на пример. В предложении (2) видим “ориентиры”. Туда и подставим слово “ценностные”.

Скорее всего, зная возможный контекст, вы легко справитесь с заданием. Но могут понадобиться дополнительные рассуждения:

2. Как можно видоизменить контекст? Слово “ценный” явно имеет количественный посыл. Его можно использовать со словами, обозначающими количество, например “очень ценный”. А теперь посмотрите на пример. Нетрудно заметить, что слово “очень” нельзя подставить в предложениях (2) и (4). Что такое “очень ценные ориентиры”? Какая-то ерунда! Чего в них может быть ценного? “Очень ценные бумаги” тоже не скажешь, но по другой причине. Словосочетание “ценные бумаги” (акции, облигации и т.д.) настолько устойчиво, что в него ничего нельзя вклинить, а если убрать слово “ценные”, то полностью исказится смысл. Так что с “ценными бумагами” все в порядке, а ошибка содержится именно в варианте (2).

3. Если первые два подхода не развеяли сомнений, можно попробовать понять смысловой диапазон слова, независимо от контекста. “Ценный” имеет отношение к цене (в прямом или переносном смысле), а ценностный – к ценностям. При этом надо заметить, что речь идет вовсе не о конкретных ценностях (золото, недвижимость и т.д.), а об абстрактной установке человека, его жизненных приоритетах: что для него главное – карьера, материальные блага, патриотизм, власть, семья и пр. Поняв эти нюансы, мы опять же с легкостью увидим, что именно в варианте (2) речь идет о ценностях, а не о цене.

Образец рассуждения

Итак, в ваших руках три основных инструмента. Иногда полезно бывает также попытаться подставить синонимы. Универсальной схемы здесь нет. Но всегда нужно “танцевать” от конкретного слова: в каком контексте оно может применяться, какие ассоциации оно вызывает, насколько ограниченна его сочетаемость, является ли значение конкретным или абстрактым, в чем нюансы значения (количественная, качественная характеристика). Но главным, повторюсь, остается поиск подходящего контекста.

Часто репетиторы в подобных вопросах требуют от ученика выдать пример рассуждения. Дело это очень полезное, но с одной небольшой поправкой. Вам совершенно не нужно выстраивать некое наукообразное повествование. Вы должны либо очень коротко объяснить отличие между двумя паронимами, либо просто предложить для каждого из них вариант контекста на уровне словосочетания или короткого предложения. Не забивайте голову деталями. При рассмотрение описанного выше примера достаточно, чтобы в вашем сознании на экзамене всплыло следующее. “Более ценный” – хорошо, “более ценностный” – не годится. “Ценный” – это про количество. “Ценностный” – какая-то абстракция. Возможный контекст: “ценностные ориентиры”. Всё!

На что обратить внимание

  • Хотя в приведенном выше варианте в задании дана пара слов (паронимы), в реальном задании может быть иная формулировка. Вам могут просто предложить найти, в каком из четырех предложений выделенное слово не уместно. В этом случае речь не идет а паронимах, но суть та же – оценка правомерности лексической сочетаемости данного слова в контексте.

Пример 2

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

1) Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
2) Составленный руководителем проекта план в процессе работы ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
3) В Музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков.
4) На книжной ярмарке всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться в с любимыми авторами.

Такая постановка вопроса не должна вас смущать: просто надо забыть про всякие паронимы и оценивать сочетаемость отдельно для каждого предложения. Есть надежда, что одно из предложений резанет вам слух. В данном случае ошибка настолько грубая, что ее трудно не заметить: “ОТБОР дисков” следует заменить на “ВЫБОР дисков”. Но ответ может не быть столь очевиден, поэтому рассмотрим и другие пункты вопроса.

Предложение (1) звучит немного странно. Но помните, что ваша задача – оценивать не стилистические красоты текста, а только правомерность того или иного словосочетания. В этом смысле выражение “охватить вниманием” вполне можно пережить. А вот о наличии такого выражения как “претерпеть изменения” надо просто знать. И, наконец, серьезная ловушка содержится в предложении (4). Возможность ПРЕДОСТАВЛЕНА или ПРЕДСТАВЛЕНА? Если не уверены, попробуйте порассуждать. Обратите внимание, что при подборе слов нужно использовать ту же грамматическую форму, что и в предложении (в данном случае страдательный залог). Этим мы сократим диапазон значение, например отсечем значение представлять=воображать. Что или кто может быть ПРЕДСТАВЛЕН? Спикер (представить кого-то собравшимся), отчет, офицер (представлен к награде). А что может быть ПРЕДОСТАВЛЕНО? Возможность, шанс, самолет. Каким синонимом можно заменить слово “предоставить”? Словом “дать”. Поэтому в предложении (4) слово “предоставлена” использовано верно.

  • Иногда нюансы значения слова зависят от окончания. В этом смысле вопрос о лексической сочетаемости иногда  пересекается с вопросом об ударениях (разные окончания  могут приводить к разным ударениям). Помните, что, в отличие от вопроса А1, где вам предлагали оценить возможность того или иного ударения, в данном случае вы должны оценивать корректность применения данного слова в контексте. Не дайте себя запутать.

Например, возьмем такое предложение: “В июле весь класс на три недели отправился в ЯЗЫКОВЫЙ лагерь”.Этот вариант необходимо признать ошибочным. Почему? Ведь слово “языковый” существует! Проблема в том, что “языковый” имеет отношение к языку, как органу. Если же мы говорим о языке как средстве человеческого общения, то необходимо использовать слово ЯЗЫКОВОЙ.

Из приведенных выше рассуждений вы поняли, что при анализе надо исходить из особенностей конкретного слова.

Тяжелый случай

Существуют лексические пары, в которых, по свидетельству учителей и репетиторов, ученики чаще всего делают ошибки.

а) Убедитесь, что вы хорошо понимаете отличия следующих слов.
б) Если есть сомнения – посмотрите в словаре.
в) Затем попытайтесь самостоятельно поставить каждое слово в контекст (например, придумайте короткое предложение).
+ Обратите внимание на написание (сложности подчеркнуты).

ИСКУСНЫЙ – ИСКУССТВЕННЫЙ
ПРЕТЕРПЕТЬ – ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРИТЕРПЕТЬСЯ
ПРЕСТАВИТЬСЯ – ПРЕДСТАВИТЬСЯ
АДРЕСАНТ – АДРЕСАТ

Практика

В Упр. 1 при наличии в предложении ошибки, необходимо заменить одно из слов на похожее по форме, но отличающееся по смыслу. В Упр. 2 предлагается составить лексические пары (А+Б).

Упражнение 1

Задание:

  • В каждом предложении попытайтесь найти речевую ошибку (неудачный выбор одного из слов).
  • Сверьтесь с ответами. Отметьте предложения, в которых вы сделали ошибки! Через неделю проверьте себя еще раз.
1.    Каждому участнику конференции была представлена возможность выступить.
2.    В неприглядной тьме невозможно было разглядеть даже очертания домов.
3.    Одев шинель, Акакий Акакиевич вышел на улицу.
4.    Наконец, капли живучей влаги застучали по пересохшей почве.
5.    Игристый ребенок сводил молодую мать с ума.
6.    Такая простая задача не предоставляла для Обломова никаой сложности.
7.    Со временем проект претерпел значительные изменения.
8.    Животный Крест Господень был чудесно явлен пастухам близлежащего села.
9.    У него всегда были одни пятерки по английскому, по он так и не смог преодолеть языковый барьер.
10.    Курсы повышения квалификации позволили Анастасии заполнить пробелы в образовании.
11.    Через два дня графу Орлову все же удалось выйти на след главного зачинателя бунта.
12.    По договору компания была обязана ежегодно представлять финансовому директору трехнедельный отпуск.
13.    Из-за болезни почтальона адресант вынужден был сам получить на почте свое письмо.
14.    Войдя в дом, Евлампий первым делом отряхнул снег с картуза.
15.    Дефицит кальция в организме невозможно пополнить за одну неделю, даже если ежедневно съедать килограмм творога.
16.    Уважаемый абонемент, за вами имеется непогашенная задолженность за междугородние переговоры.
17.    Часть комнаты пришлось отгородить шкафом. Получилось некое подобие спальни.
18.    Недопустимо при написании новых учебников занижать роль Сталинградской битвы.
19.    В заметке было множество деловых советов огородникам.
20.    Камеральная проверка обнаружила наличность просроченной задолженности по налогу на прибыль.
21.    Игривое вино сразу же ударило Наташе Ростовой в голову.
22.    Подрядчик пообещал устранить все замечания.
23.    В рекламе большую роль имеет визуальная составляющая.

Упражнение 2

Задание:

  • Составьте пары А+Б. Выпишите их в тетрадь.
  • Вместо (?) сами придумайте подходящее слово. Форму слов можно менять. Одному слову может соответствовать несколько слов из другой колонки.
  • Для слов, помеченных (*), подберите близкое по смыслу слово (не обязательно синоним).
  • Сверьте свои варианты с правильными ответами. Отметьте ошибки для последующего повторения!

А

Б

1. НЕПРОГЛЯДНЫЙ
НЕПРИГЛЯДНЫЙ*
НЕОГЛЯДНЫЙ*
НЕНАГЛЯДНЫЙ*
БЕЗ ОГЛЯДКИ*
СЛУЧАЙ
МОЯ
ТЕМЕНЬ
?
ДАЛЬ
2. ПРЕДСТАВИТЬ
ПРЕДОСТАВИТЬ
ПРЕДСТАВИТЬСЯ
ПРЕСТАВИТЬСЯ*
ПРИСТАВИТЬ
КОЛЛЕГА
ШАНС
ПРОЕКТ
ВОЗМОЖНОСТЬ
СЛУЧАЙ
СТАРЕЦ
ЛЕСТНИЦА
ЗАТРУДНЕНИЯ
ДОКУМЕНТЫ
ОТПУСК
3. ?
ВЫПОЛНИТЬ
НАПОЛНИТЬ
ЗАПОЛНИТЬ
ВОСПОЛНИТЬ
?
БЛАНК
ЕМКОСТЬ
ЗАДАНИЕ
ЗАПАСЫ
ПРОБЕЛЫ
НЕДОСТАТОК
ВОЛЮ
4. ОДЕТЬ
?
ШАПКУ
КУКЛУ
САПОГИ
РЕБЕНКА
5. ИГРИСТЫЙ
ИГРИВЫЙ*
?
?
?
КОТЕНОК
АВТОМАТ
БИЗНЕС
6. ЖИВИТЕЛЬНЫЙ
ЖИВУЧИЙ
?
ЖИВОЙ
ЖИВОТНЫЙ
ГАД
?
КРЕСТ
МИР
ПРИРОДА
7. ПЕРЕТЕРПЕТЬ
ПРЕТЕРПЕТЬ
НЕВЗГОДЫ
?
8. ЯЗЫКОВЫЙ
?
ЯЗЫЧЕСКИЙ
БОГ
БАРЬЕР
САЛАТ
9. ?*
ЗАЧИНЩИК
БУНТ
ЖАНР
10. ОТРЯХНУТЬ
СТРЯХНУТЬ
ПЫЛЬ
ШАПКУ
СНЕГ
11. АБОНЕНТ
АБОНЕМЕНТ
НЕ ОТВЕЧАЕТ
ПРОСРОЧЕН
12. ЗАНИЖАТЬ
ПРИНИЖАТЬ
ЗНАЧЕНИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
РОЛЬ
13. НАЛИЧНОСТЬ
НАЛИЧИЕ
БИЛЕТЫ
ДЕФИЦИТ
14. ДЕЛОВОЙ
ДЕЛЬНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ
СОВЕТ
СТИЛЬ
КОСТЮМ
?
15. ОТГОРОДИТЬ
ОГОРОДИТЬ
ЗАГОРОДИТЬ
ОТ СОЛНЦА
УЧАСТОК
ГИПСОКАРТОНОМ

Ответы

Упражнение №1

1.    предоставлена
2.    непроглядной
3.    надев
4.    живительной
5.    игривый
6.    представляла
7.    ОК
8.    животворящий
9.    языковой
10.    восполнить
11.    зачинщика
12.    предоставлять
13.    адресат
14.    стряхнул
15.    восполнить
16.    абонент
17.    ОК
18.    принижать
19.    дельных
20.    наличие
21.    игристое
22.    учесть
23.    играет роль / имеет значение

Упражнение №2

1.    Непроглядная темень. Неприглядный случай. Неоглядная даль. Моя ненаглядная. Бежать без оглядки. // Неприглядный = позорный. Неоглядный = бескрайний. Ненаглядный = дорогой. Без оглядки = быстро.
2.    Представить коллегу, проект. Предоставить возможность, документы, отпуск. Представился шанс, случай, коллега. Преставился старец. Приставить лестницу. // Преставиться = умереть.
3.    Заполнить бланк (+емкость). Выполнить задание. Наполнить емкость. Восполнить пробелы, недостаток. Пополнить запасы. Исполнить (или выполнить) волю.
4.    Одеть куклу, ребенка. Надеть шапку, сапоги.
5.    Игристое вино (напиток). Игривый котенок. Игровой автомат. Игорный бизнес. // Игривый = шаловливый.
6.    Живительная влага. Живучий гад. Животворящий крест. Живая природа. Животный мир.
7.    Перетерпеть невзгоды. Претерпеть изменения.
8.    Языковый салат. Языковой барьер, лагерь. Языческий бог.
9.    Зачинатель жанра. Зачинщик бунта // Зачинатель = основатель.
10.    Отряхнуть шапку. стряхнуть пыль, снег.
11.    Абонент не отвечает. Абонемент просрочен.
12.    Занижать показатели. Принижать значение, роль.
13.    Дефицит наличности. Наличие билетов.
14.    Деловой стиль, костюм. Дельный совет. Деловитый вид.
15.    Отгородить гипсокартоном. Огородить участок. Загородить от солнца.

На этой странице: НАВЕРХ↑План подготовкиПрактика

Дальше: А3

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →