29.09.2020

Задание 7 (А3). Форм-фактор: ищем ошибку в форме слова.

До 2015 это задание ЕГЭ имело номер А3. В современной версии ЕГЭ это задание 7. Отличие в том, что теперь необходимо не выбрать пункт с ошибкой, а вписать в ответ правильную форму. 

Задание А3 касается морфологических норм. Проще говоря, вам предстоит найти вариант, в котором форма слова образована неправильно. Как правильно: я “пылесосю” или “пылесошу”? В “пятиста” шагах или в “пятистах”? Шесть “килограмм” или “килограммов”? Есть о чем задуматься, не правда ли? Сложность этого задания в том, что в нем смешаны примеры из разных частей речи, а значит лежащий в основе материал весьма обширен. Однако, мы, как всегда, постараемся найти основные “болевые точки”, тем самым максимально снизив риск ошибки.

На этой странице: План подготовкиПрактика

Пример

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу
2) пять полотенец
3) шестисот семи человек
4) ихние дела

План подготовки

Если в заданиях А1 и А2 приходилось полагаться только на речевую эрудицию, то здесь задача двоякая. С одной стороны вам необходимо немного повторить теорию (а именно склонение некоторых числительных), с другой – опять же задействовать свои познания языковый норм – на этот раз в сфере морфологии.

Главное, что вы должны сделать при подготовке к этому заданию – четко разобраться со склонением числительных (к счастью, не всех). Именно с числительными бывает максимальное число ошибок. Причина в том, что телеэфир изобилует ошибочными формами числительных, из-за чего многие, слыша, например “около шестиСТА рублей” или “в ДВУХ ТЫСЯЧ двенадцатом году”, уверены, что так и надо говорить. Психологически подобные ошибки вполне объяснимы: формы типа “восьмьюстами” не отличаются благозвучностью. Но знать их необходимо. Внимательно изучите раздел “склонение числительных” и у вас не будет с ними никаких проблем.

Числительные

  • “Особое склонение” сложных числительных 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800 и 900

Склонение этих числительных считается главным признаком грамотности. Какой-нибудь политик может сыпать умными терминами типа “синергия”, “деривативы”, “контаминация” и т.д., а потом ляпнет: “Мы выдали пособия пятиста гражданам”. И с ним сразу все будет ясно. Запомните, что все эти числительные имеют “особое” склонение, которое отличается от склонения числительного “сто”. Числительные 100 (а также 40 и 90) имеют только две формы: Винительный совпадает с винительным (СТО), а все остальные оканчиваются на -А (СТА).

Между тем, с числительными от 200 до 900 все сложнее. Винительный также совпадает с именительным. А в косвенных падежах (т.е. во всех остальных) СКЛОНЯЮТСЯ ОБЕ ЧАСТИ! Логика здесь такая: в этих числительных не одна СОТНЯ, а несколько. Например, в Р.П. можно сказать так: “В копилке лежало более семи сотен рублей” или “более семиСОТ” (не семиста!). Чтобы проверить себя, в любом падеже подставляйте вместо второй части слово “сотня” в нужном падеже, тогда обе части вы просклоняете правильно. Например: “Она и трем сотням рублей рада” или “тремСТАМ” (не темста!). Если вы делаете ошибки в этих числительных, я настоятельно рекомендую несколько раз прочитать предложенные примеры ВСЛУХ. Так или иначе, вы должны твердо выучить таблицу.

Пад. Пример 40, 90, 100 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900
И В сейфе лежали … рублей. СОРОК

ДЕВЯНОСТО

СТО

две-
три-
четыре-
пять-
шесть-
семь-
восемь-
деветь-
+СТИ
+СТА
+СТА
+СОТ
+СОТ
+СОТ
+СОТ
+СОТ
Р В копилке лежало более… рублей. СОРОКА

ДЕВЯНОСТА

СТА

двух-
трех-
четырех-
пяти-
шести-
семи-
восьми-
девяти-
+СОТ (!)
Д Она и … рублям была рада. СОРОКА

ДЕВЯНОСТА

СТА

двум-
трем-
четырем-
пяти-
шести-
семи-
восьми-
девяти-
+СТАМ (!)
В На столе он увидел … рублей. =И.П. =И.П.
Т … рублями сыт не будешь. СОРОКА

ДЕВЯНОСТА

СТА

двумя-
тремя-
четырьмя-
пятью-
шестью-
восемью- (или восьмью-)
девятью-
+СТАМИ (!)
П Он вспомнил о … рублях. СОРОКА

ДЕВЯНОСТА

СТА

двух-
трех-
четырех-
пяти-
шести-
семи-
восьми-
девяти-
+СТАХ (!)
  • Двухтысячные годы… и не только годы

Еще одна чрезвычайно распространенная речевая ошибка – неверное склонение дат, начиная с 2001 года. Кстати, проверьте себя. как вы это прочитаете? “…начиная с 2001 года” Если вы сказали “с двух тысяч первого года”, то срочно переучивайтесь. Никаких “двух”! В СОСТАВНЫХ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (в отличие от количественных) СКЛОНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЯЯ ЧАСТЬ. Поэтому надо говорить “с ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЕРВОГО года”. Речь, разумеется, не только о датах. Считать можно что угодно. Например: “С конвейера сошел пять тысяч шестисотый автомобиль”.

А теперь давайте убедимся, что вы поняли. Контрольный вопрос. Как вы скажете: “И вот наступил 2000 год”. Не подглядывайте! Произнесли? Замечательно.

Если вы сказали “…две тысячный год”, то вы не заметили важный нюанс. Повторяю: обе части склоняются только в СОСТАВНЫХ порядковых числительных. Знаете, чем отличается составное от сложного? В составном несколько слов (“пятьдесят два”), а в сложном несколько частей в одном слове (“пятьдесят”). Ну ладно, я обещал не грузить вас заумной теорией. Поэтому просто запомните. Надо говорить “ДВУХТЫСЯЧНЫЙ”, но “ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВЕНАДЦАТЫЙ”.

И еще одна небольшая “проверка связи”. Как вы скажете: “У него не оказалось с собой 3850 рублей”? Подумайте.

Если вы произнесли: “Не оказалось…три тысячи восемьсот пятидесяти рублей”, – то будем считать, что с бесплатной самоподготовкой покончено! Я сейчас подъеду, и нам придется позаниматься персонально. Надеюсь, у ваших родителей много лишних денег? Ну ладно, не надо паники, я же не знаю ваш домашний адрес. На этот раз вы забыли другое ключевое слово: в ПОРЯДКОВЫХ числительных склоняется только последняя часть. а здесь обычное количественное числительное. Поэтому надо сказать: “Не оказалось… трех тысяч восьмисот пятидесяти рублей”. Вот так, с шутками-прибаутками, мы одолели еще одну непростую тему. Хотя насчет вас я пока не уверен, так что не забудьте сделать упражнения (см. ниже).

Все остальное, вы, скорее всего, и сами знаете. Но повторить не помешает:

  • Дроби

В дробных числительных склоняются ОБЕ части: три пятых (и.п.), трех пятых (р.п.), трем пятым (д.п.) и т.д.

  • Смотри в оба

“Оба” используется с мужским и средним родом (оба глаза, оба задания), “обе” – с женским (обе студентки).

“Двое” сочетается только с существительными мужского рода, которые обозначают людей или животных. Также “двое” используется с существительными, которые употребляются только во мн. числе. Можно сказать “Двое школьников”, “двое ножниц”. Но нельзя сказать “двое манекенщиц” (правильно “две манекенщицы”).

Вообще следует запомнить, когда используются собирательные числительные (двое, пятеро, семеро…). Это

  1. Существительные, обозначающие лиц мужского пола (, “двое сыновей”, “двое попрошаек”, но можно “две попрошайки”, если речь идет о женщинах);
  2. Существительные, имеющими только форму мн. ч: “двое ножниц” (но “десять ножниц”). Обычно с такими словами используются собирательные числительные только от 2 до 4 (двое, трое, четверо).
  3. Существительные дети, люди, ребята.
  4. С личными местоимениями: Их было пятеро. (Подробнее см. в Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ под ред. А.Нарушевич)
  • Полтора

В именительном и винительном падежах м.р. – ПОЛТОРА (рубля), ж.р. – ПОЛТОРЫ (версты).
В остальных и м.р., и ж.р. – только одна форма – ПОЛУТОРА. Напр.: “Прокормиться полутора килограммами пшеницы” (Т.п.).

Разная всячина

Остальные сложности, к счастью, не требуют таких глубин теории, как числительные.

  • Существительные: возможны варианты

Многие путаются на ЕГЭ с вариантными окончаниями. Особенно это касается чередования нулевого окончания с окончанием -ОВ во мн.ч. родительного падежа. К примеру, надо говорить “у меня нет ЧУЛОК” (нулевое ок.), но “нет НОСКОВ” (ок. -ОВ). Здесь нет никакого четкого правила, такие слова надо просто знать, тем более, что норма со временем “плывет”.

Особые сложности могут быть со словами, допускающими обе формы. Например, вы точно знаете, что можно сказать “пять килограммов” (видели в книге). А тут вам подсовывают “пять килограмм яблок”. Вы с гневом отвергаете этот вариант, отмечая его как неправильный. А зря. Счетная форма допускает оба варианта.

Запомните три группы слов, которые во мн.ч Р.П. имеют (а) нулевое окончание, (б) окончание -ОВ, (в) оба варианта (-Ø/-ОВ). “Нет чего?”:

а) ЧУЛОК, БОТИНОК, САПОГ. АРМЯН, АНГЛИЧАН, ЦЫГАН, ГРУЗИН. СОЛДАТ. ВОЛЬТ, АМПЕР.
б) НОСКОВ, ТАДЖИКОВ, КИРГИЗОВ, МОНГОЛОВ. ПОМИДОРОВ, МАНДАРИНОВ, АПЕЛЬСИНОВ, АРБУЗОВ, АБРИКОСОВ.
в) ГРАММ/ГРАММОВ, КИЛОГРАММ/КИЛОГРАММОВ

Некоторые слова, обозначающие профессии или род деятельности могут иметь нулевое ок., если они обозначают группу (“эскадрон ГУСАР”), или окончание -ОВ, если обозначают конкретных лиц (“пять ГУСАРОВ кутили до утра”).

Чередоваться могут и другие окончания мн. ч. в Р.П.:

а) ЯБЛОНЬ (не “яблоней”), БЛЮДЕЦ (не “блюдцев”)
б) СВЕЧЕЙ/СВЕЧ

  • Формы глаголов

Запомните: ПОЕЗЖАЙ (не “ехай”!), ПРОПОВЕДУЕТ (не “проповедовает”!), ИСПОВЕДУЕТ, ЖЖЁТ (не “жгет”!).

Обращайте внимание на формы деепричастий: ЧИТАЯ или ПРОЧИТАВ (но не “прочитая”).

  • Предлог не путать с существительным+предлог

В ТЕЧЕНИЕ суток (не “в течении”), но в бурном ТЕЧЕНИИ реки. В ПРОДОЛЖЕНИЕ концерта (т.е. во время), но В ПРОДОЛЖЕНИИ книги (в следующей части).

  • Степени сравнения прилагательных

Скорее (не “более скорее”), умнейший (не “самый умнейший”). Как ни странно, некоторые ухитряются написать нечто подобное на логунге и потом гордо идут с ним на митинг. Так на одном из недавних митингов граждане несли лозунг со словами “Мы стали более теплее одеваться”. Лучше бы они “более лучше” учились в школе!

  • Нет такого слова “ихний”!

Во всяком случае, его нет в литературном русском языке. Вы ведь в курсе, что ЕГЭ касается исключительного литературного языка? Обезвредив слово “ихний”, вы легко найдете ключ к приведенному выше примеру задания А3. На всякий случай, неплохо также уяснить, что не следует говорить: “Куды бечь?” или “Всё ложут и ложут!”

Тяжелый случай

“Надеть тапку”. Если, не дай Бог, вам попадется такой вариант, не спешите его отмечать как неправильный. Существительное тапки (во мн.ч.) имеет легитимные вариации по роду в ед. ч. То есть можно говорить и “мой тапок”, и “моя тапка”. Причем, как ни странно, некоторые орфографические словари даже предлагают вариант женского рода как единственный, хотя я лично не видел ни одного человека, который бы следовал этому указанию филологов. А вы?p


Практика

Откройте раздел Рабочая тетрадь. Сделайте упражнения. Не забывайте фиксировать свои ошибки для последующего повторения. Если у вас часто возникают проблемы с числительными, вы можете самостоятельно посклонять их вслух по предложенному выше образцу. Подставляйте любое числительное и развлекайтесь. Можно заняться этим на пару с другом. Через десть минут тренировки от ваших сомнений не останется и следа.

(1) Выполните упражнения. Сверьтесь с ответами. Выпишите в тетрадь все свои ошибки для последующего повторения. (2) Работа над ошибками: произносите вслух слова, в которых вы допустили ошибку; через неделю сделайте упражнения повторно, но только те пункты, в которых была допущена ошибка. Устойчивые ошибки повторите перед экзаменом.

Упражнение 1

• В каждом предложении попытайтесь найти ошибку. Все исправления выпишите в тетрадь.

    1. На митинг пришло не более пятиста человек.
    2. Пятидесятью миллионами рублей не удалось покрыть недостачу.
    3. Взвесьте мне пять килограмм помидор.
    4. Через пару дней он совсем позабыл о потерянных восьмиста рублей.
    5. Только стам рабочим была своевременно выплачена зарплата.
    6. На площадку приглашаются спортсмены двух тысяч первого года рождения.
    7. Он досчитал овец до три тысячи пятисот, но так и не уснул.
    8. Теперь он с грустью вспоминал о сорока рублях, оставленных на столе.
    9. Он наполнил кувшин. Не набралось и три пятых.
    10. Полторы телегами дров они завалили весь сарай.

    Упражнение 2

    Скопируйте таблицу в тетрадь, записывая все числительные прописью.

    Пад. Пример полтора, 40, 120, 390, 500, 802
    И В сейфе лежали … евро.
    Р В копилке лежало более… гульденов.
    Д Она и … юаням была рада.
    В На столе он увидел … драхм.
    Т … рублями сыт не будешь.
    П Он вспомнил о … рублях.

    +При необходимости потренируйтесь с другими числительными в диапазоне 200-999.

    Упражнение 3

    Поставьте существительные в форму Р.п., мн. ч. Составьте таблицу из двух столбцов. В 1-й столбец запишите формы на -ов. Во второй – все остальные (с нулевым окончанием). Записывайте слова отдельно по четырем темам:

    1. Фрукты: яблоки, абрикосы, апельсины, гранаты, груши, баклажаны, сливы, помидоры
    2. Национальности: болгары, армяне, казахи, монголы, татары, монголо-татары, таджики, румыны, грузины, турки, цыгане, узбеки
    3. Парные предметы: чулки, носки, сапоги, гольфы, клипсы, ботинки, валенки, погоны, бахилы
    4. Единицы измерения: акры, граммы, килограммы, децибелы, амперы, гектары, вольты, ватты
    Например:
    На -ОВ Нулевое ок.
    абрикосов… яблок…

    Ответы

    Упражнение 1

    1. Пятисот.
    2. Пятьюдесятью.
    3. Помидоров (также допустимо “килограммов помидоров”).
    4. Восьмистах.
    5. Ста.
    6. Две тысячи первого (порядковое составное числительное).
    7. Трех тысяч пятисот (количественное числительное).
    8. ОК
    9. Трех пятых.
    10. Полутора.

    Упражнение 2

    И. Полтора, сорок, сто двадцать, триста девяносто, пятьсот, восемьсот два.
    Р. Полутора, сорока, ста двадцати, трехсот девяноста, пятисот, восьмисот двух.
    Д. Полутора, сорока, ста двадцати, тремстам девяноста, пятистам, восьмистам двум.
    В. Полторы (полторы драхмы – ж.р., но полтора доллара – м.р.), сорок, сто двадцать, триста девяносто, восемьсот две (ж.р.).
    Т. Полутора, сорока, сто двадцатью, тремястами девяноста, пятьюстами, восьмьюстами двумя (или восемьюстами двумя).
    П. Полутора, сорока, ста двадцати, трехстах девяноста, пятистах, восьмистах двух.

    Упражнение 3

     -ОВ:

    Фрукты: абрикосов, апельсинов (!), гранатов (не путать с гранатами ж.р. – “нет гранат”), баклажанов (!), помидоров (!).
    Национальности: казахов, монголов, таджиков, узбеков.
    Парные предметы: носков (!), гольфов (!), клипсов (!).
    Единицы измерения: акров, граммов, килограммов, гектаров.

    -НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ:

    Фрукты: яблок, груш, слив.
    Национальности: болгар, армян, татар, монголо-татар, румын, грузин (!), турок (!), цыган.
    Парные предметы: чулок (!), сапог, ботинок, валенок, погон, бахил.
    Единицы измерения: децибел, ампер, вольт, ватт.


    Петр Чернов

    Петр Чернов

    Руководитель проекта Rus-Exam.ru

    Посмотреть все записи автора Петр Чернов →