Фигуры речи не вносят ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Их главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным.
Фигуры речи | Примеры |
---|---|
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. |
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза – противопоставление,контраст Часто основана на употреблении антонимов |
А новое так отрицает старое! |
Ряды однородных членов предложения. | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою способность относиться критически … |
Градация – постепенное усиление или уменьшение значения. | Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Не жалею, не зову, не плачу. Градация нисходящая. Расположение слов в порядке убывания (уменьшающегося значения). Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла |
Инверсия -перестановка.Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой): для главных членов 1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования);2) сказуемое + подлежащее(для текста-описания); для второстепенных членов 1)согласованное определение + определяемое слово; 2)обстоятельство образа действия + сказуемое;3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнениеой последо-вательности речи |
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. Белеет парус одинокий. Тамара в театр пошла. Роняет лес багряный свой убор. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение (адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию). Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? |
Синтаксический параллелизм – сходное построение предложений, строк или строф | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской..\.Он над тучами смеется, он от радости рыдает! .\ Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет |
Умолчание– фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Парцелляция – Намеренное нарушение границ предл., дробление предложения на значимые смысловые части. | Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. \ Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
Эллипсис – пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.Это неполные предложения. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Бессоюзие (или асиндетон) – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить |
Многосоюзие ( или полисиндетон ) – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Эпифора – повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, противоположна анафоре. | Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |
Вопросно-ответная форма изложения (диалогичность). Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. | — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку… — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. |