19.09.2020

Коллективное бессознательное – творец числительных-мутантов

Наше подсознание порой играет с нами злую шутку, когда мы точно не знаем, как грамматически правильно выразить свою мысль. Особенно ярко это проявляется в сфере “народной морфологии”, то есть при образовании форм слова, которые не существуют в литературном языке. Сами того не сознавая, мы выстраиваем некие речевые аналогии, некоторые из которых ведут к ошибкам. И если эти аналогии выглядят особенно “логичными”, то возникают чрезвычайно популярные ошибки. От того, что неверный вариант повторяется на каждом шагу, он уже начинает восприниматься как норма. Надо ли говорить об опасности таких иллюзий для выпускника, сдающего ЕГЭ? Проще всего этот психологический механизм увидеть на сложных числительных.

Зачем шесть падежей, если можно обойтись двумя?

Когда я писал главу онлайн-пособия про задание о морфологических нормах (вопрос А3 в версии ЕГЭ 2012 г.), я точно знал, что основное внимание надо сосредоточить на склонении сложных числительных в диапазоне от 200 до 900. Именно там в катастрофических масштабах возникает ошибка типа “более пятиСТА”, вместо “более пятиСОТ” (р.п.), когда в косвенных падежах (все падежи, кроме именительного и винительного) числительное склоняется по аналогии с моделью “более СТА”. То есть окончания шести падежей редуцируются до двух форм: пятьСОТ в именительном и винительном и пятиСТА во всех остальных падежах.

При этом, посмотрев телевизор, я заметил, что люди гораздо реже делают ошибку “более двухСТА”, “трехСТА” или “четырехСТА”, обычно говоря правильно: “двухСОТ” и т.д. Нетрудно заметить, что частотный эпицентр ошибочного склонения приходится на слова, которые в и.п. заканчиваются на “-сот”, т.е. 500, 600, 700, 800 и 900. Эти числительные почти в 100% случаев неверно склоняются в телеэфире (за исключением каналов Культура и Euгrnews)!

Причина того, что народ отказывается от неправильного “двухста”, кроется в неудобстве произношения комбинации трех согласных “-хст-“. Но по той же люди стараются избегать и правильного “восьмьюстами” (т.п.) и прочих подобных слов: уж очень трудно это выговорить и очень некрасиво звучит! “Восьмью-” еще куда ни шло – можно легитимно заменить на “восемью-“, а что это еще за “-стами”? Прям как-то не по-русски даже! Поскольку неудобно и некрасиво, подсознание дает сигнал для поиска комфортной аналогии. И она находится в склонении числительного “сто”, которая (вот радость-то!) имеет всего две формы: “сто” и “ста”, также, как числительные 40 и 90. Таким образом, механизм замены прост: если нам неудобно говорить правильно, или слово звучит некрасиво, то мы ищем ближайшую и простейшую аналогию. Это механизм №1.

Привычка – вторая натура

Механизм №2 встречается гораздо реже. Это своего рода “хронологическая” аналогия. Когда шел XX век, проблем не было: все говорили: “(одна) тысяча девятьсот девяносто девятый год”. Но тут наступил ДВУХтысячный год. Целый год все это слово без конца повторяли и, наконец, это “ДВУХ-” всем крепко засело в голову. Именно отсюда возник чрезвычайно устойчивый и распространенный вариант “ДВУХтысяч первый год” (разговорный вариант “ДВУХтыщ первый”) вместо правильного “ДВЕ тысячи первый год”.

Я знаю одну спортивную школу, где работает множество тренеров. Так вот, они все поголовно говорят “ДВУХ-“: “Двухтыщ второго года рождения”, “1 января двухтысяч двенадцатого года” и т.д. Десятки юных спортсменов, разумеется, говорят так же, беря пример со старших. Некоторые родители еще как-то держатся, но уже с трудом. Естественно, что к моменту окончания школы эта ошибка так крепко засядет в голову, что ее оттуда уже никакой репетитор не вышибит. Когда я робко попытался заметить, что так говорить неправильно (в порядковых составных числительных склоняется только последняя часть), мне резонно заметили: “У нас все так говорят!” Как вы понимаете, против коллектива не попрешь.

Однако ж, если вам предстоит сдавать ЕГЭ, то аргумент что “все так говорят”, боюсь, не прокатит. Так что, если вы все еще говорите “более пятиСТА рублей” или “наступил ДВУХтысяч двенадцатый год”, попытайтесь взять себя и свое “морфологическое подсознание” в руки и переучивайтесь. Экзамен уже не за горой, и вопрос А3 алчет новых человеческих жертв.

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →