19.09.2020

А4 (8). Предложения с деепричастием.

Статья посвящена заданию А4 старой версии ЕГЭ. В настоящее время нормы построения предложений с деепричастным оборотом проверяются в задании ЕГЭ №8 (формат изменен).

Задание касается синтаксических норм. К счастью, не всех, а только тех, которые связаны с использованием деепричастий в предложении. Это довольно простая тема, хотя, как ни странно, в подобных предложениях ошибки часто делают не только школьники, но даже люди, обремененные высшим гуманитарным образованием. Ну, Бог им судья! Нас же с вами должно крайне порадовать, что к этому заданию будет несложно подготовиться. Во всяком случае, не надо заучивать немыслимых списков слов или учить правила. А что надо, так это понять простой алгоритм (всего два пункта!) и включить логику. Логику можно включить уже сейчас. А с остальным мы в два счета разберемся.

На этой странице: План подготовкиПрактика

Пример 1

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

План подготовки

Для начала небольшое техническое замечание. Задания А4 и А5 идут подряд, но в А4 нужно найти ПРАВИЛЬНОЕ предложение (оно только одно), а в А5 – НЕПРАВИЛЬНОЕ. Не запутайтесь.

Далее я не хочу заниматься махровым ликбезом, но давайте убедимся, что вы в курсе, что такое деепричастие. Иванов, к доске. Садись, два… Ну ладно, хватит прикалываться, давайте уже займемся делом.

Деепричастие – это глагольная форма* (хотя некоторые считают его отдельной частью речи), обозначающая так называемое добавочное действие. Оно отвечает на вопросы “что делая?” – “читая”, “лежа”(несов. вид), “что сделав?” – “открыв”, “наевшись”. Но нас волнуют не сами деепричастия, а их правильное использование в составе предложения.

*Учителю на заметку: В официальных школьных учебниках имеется разнобой по ряду вопросов. В частности, два из трех учебных комплексов в среднем звене трактуют деепричастие как форму глагола (учебники Баранова/Бархударова и Разумовской), а комплекс под редакцией Бабайцевой – как самостоятельную часть речи. Сейчас собираются гармонизировать все нормы, но пока приходится учитывать подобные отличия при подготовке к ЕГЭ.

Так правильно

В предложении: “Пожилой павиан сидел на пеньке, почесывая коленку сухой веточкой”, – деепричастие это, разумеется “почесывая”. Теперь внимание! Самое главное, что вы обязаны понять: ОСНОВНОЕ И ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТЕМ ЖЕ СУБЪЕКТОМ. Основное действие – “сидел”, добавочное – почесывание, которое, заметим, происходит в тот же момент. Ну а субъект, как вы поняли – это “павиан”.

А так неправильно

Если бы вам предложили вариант: “Почесывая коленку, павиану вспомнилось детство”, – что бы вы сказали? Правильно, с гневом отвергли бы такую конструкцию, поскольку здесь два разных субъекта. В начале предложения – это павиан (хотя он там не назван а только подразумевается!), во второй, основной части – не “павиан”, и даже не “детство”, а безлично-мистическое ОНО которое навеяло зверю ностальгические воспоминания (хотя это “оно” тоже не названо). В этом и состоит сложность таких предложений: вроде бы, речь об одном и том же, но субъекты разные – как два шарика М и М в M&M’s на картинке.

Объясняю популярно

Если все это звучит, как абракадабра, давайте разберемся. Можно было бы сказать, что деепричастие называет добавочное действие подлежащего. Но подлежащего может просто не быть. Я обещал не грузить лишней теорией, но в данном вопросе лучше все же внедрить термин субъект, а не “лицо” или “подлежащее”. В предложении: “Стул стоит в углу”, – субъект – это неживой стул, так что слово “лицо” не совсем уместно. А из приведенного примера про детство павиана вы поняли, что субъект может вообще отсутствовать (безличные конструкции) или только подразумеваться (в неполных предложениях: “Бежал, подпрыгивая”, – или, например, в конструкции с повелительным наклонением: “Уходя, гасите свет”). Но при любом раскладе модель рассуждения должна быть одинаковой. Виждь и внемли:

Модель рассуждения (всего два пункта!)

  1. Кто (что) является субъектом основного действия?
  2. У добавочного действия тот же субъект или нет?

Элементарно, Ватсон! Если субъект не тот же самый, а другой, значит вариант содержит ошибку. А теперь, имея на руках магический кристалл, в Примере 1 (который в рамочке сверху) найдите из четырех вариантов один правильный. У вас 20 секунд…

Надеюсь, что вы без труда вычислили четвертый пункт. Если нет, жду ваших родителей завтра в школе с бутылкой шотландского виски. И чтоб не меньше 12 лет выдержки! Ну, как обычно.

Разбор полета

Итак, в четвертом предложении мы имеем классический пример правильной конструкции с деепричастием. (1) Субъект – “мы”. Основное действие – “имели в виду”. (2) Добавочное действие (“говоря”) относится также к “мы”, так что всё супер!

Не вредно будет, однако ж, разобрать и неправильные варианты из Примера 1. Чем они плохи?

1) Субъект – “дискуссия”, основное действие – “началась”. Могла ли дискуссия что-то говорить? Нет, поскольку она не человек, а абстрактное понятие. Значит добавочное действие относится к другому субъекту. В этом и есть ошибка. Вы должны четко видеть границу основного предложения и деепричастной конструкции. Иначе вы можете решить, что о богатстве языка говорила “аудитория” (допустим это слово означает не помещение, а участников дискуссии). Но нет, аудитория структурно относится не к деепричастию, а к основному предложению. “В аудитории” – обстоятельство, а не подлежащее. Извините, что я снова углубляюсь, но народ попадается на такие ловушки.

Не обязательно, но полезно попробовать составить правильное предложение на той же основе. Причем совсем не обязательно точно следовать смыслу, главное, чтобы синтаксис был в норме. Пробуйте. 20 секунд…

Могу предложить так: “Говоря о богатстве языка, студенты начали спорить”. Или без деепричастия: “Когда разговор зашел о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия”.

2) Во втором примере важно понять, что субъект это не “я”, а “интерес”, который у меня возник. Поскольку основное действие “возник” грамматически относится не ко “мне”, а к “интересу”. Дальше все становится очевидно: “интерес” не может говорить, так что добавочное действие здесь ни к селу ни к городу.

3) Аналогичная история, но здесь есть важный нюанс. Субъект не назван, поскольку мы имеем дело с безличной конструкцией “требуются”. Кто требуется? Неведомое ОНО. Естественно, что о чем-либо говорить это ОНО не может – это смысловая абстракция. Впрочем, о безличных предложениях нам стоит поговорить подробнее.

Нюансы поют романсы

Вы, возможно, слышали выражение “дьявол – в деталях”. Вот о деталях и поговорим. Хотя приведенная выше модель рассуждения является универсальной, но в реальной жизни вас очень выручит знание нескольких синтаксических шаблонов. В этом нам поможет еще один пример.

Пример 2

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о Пушкине,
1)  нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

2)  мне вспоминается стихотворение «Осень».
3)  у нас возникает светлое чувство.
4)  критиком были найдены очень точные слова.

Попробуйте найти в этом тренировочном задании верный ответ. Предложение (3) сразу отбрасываем – с такими случаями мы уже подробно разобрались. Какое же из оставшихся выбрать? Подумайте…

Правильный пример – первый. Давайте разберемся, почему он правильный и чем плохи (2) и (4)

  1. Если в основной части БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как мы уже заметили, основное действие может быть выражено безличной конструкцией. В этом случае оно не связано с конкретным субъектом. Типа: “Быстро стемнело”. Только не путайте безличное предложение с неполным, где субъект есть, но он не назван: “Сидела молча”, – здесь подразумевается субъект “она”.

Так вот, о безличных предложениях надо запомнить две вещи:

а) При использовании деепричастного оборота, основная часть предложения  НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОНСТРУКЦИЕЙ, В КОТОРОЙ БЕЗЛИЧНЫЙ ГЛАГОЛ ВЫРАЖАЕТ ДЕЙСТВИЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ПОМИМО ВОЛИ СУБЪКЕТА (“Холодно”), А САМ ЭТОТ СУБЪЕКТ НАЗВАН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ ИЛИ МЕСТОИМЕНИЕМ В КОСВЕННОМ ПАДЕЖЕ* (“Мне было холодно”, “Детям холодно”).

*Косвенные падежи = все, кроме именительного и винительного

Именно такой случай мы видим в предложении (2): “мне вспоминается” в главной части не дает нам права использовать деепричастия. Подобные “засады” часто попадаются и в тренировочных тестах, и на ЕГЭ. Например: “Готовясь к экзаменам, выпускникам пришлось несладко”. Это тонкий момент, постарайтесь его уяснить. Если “не догнали”, спросите учителя, репетитора или напишите мне, что неясно.

б) С деепричастием  МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЕЗЛИЧНУЮ КОНСТРУКЦИЮ С ИНФИНИТИВОМ*: “Делая упражнения, необходимо выписывать ошибки в специальную тетрадь”. Инфинитив “выписывать” делает такое предложение правильным!

*Инфинитив = неопределенная форма глагола (“бежать”).

2. Если в основной части – ПАССИВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Деепричастие НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ЕСТЬ ПАССИВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ.*

*Пассивная конструкция = страдательный залог (“реферат содран из Интернета”).

Именно в этом заключается ошибка в предложении (4): “слова” не сами нашлись, а были найдены критиком. На самом деле, это лишь разновидность приведенного выше универсального алгоритма – при пассивной конструкции происходит рассогласование субъектов. Ведь говорили о Пушкине не “слова”, а “критик”. Но с пассивными конструкциями надо быть особо внимательными, поскольку может показаться, что субъект один и тот же, ведь “критик” упомянут. Поэтому надо четко понимать, что в данном случае это слово не выступает в роли грамматического субъекта, а лишь несет дополнительную информацию (кем найдены?).

Вот и все о задании А4. Теперь вы сами видите, как все просто! Нет, я вовсе не издеваюсь. А что, разве вы чего-то не поняли?

На экзамене

Обратите внимание на формулировку вопроса. Обычно предлагается отметить одно ПРАВИЛЬНОЕ предложение, но не ровен час, вас попросят найти НЕправильное. В любом случае, обязательно прочитайте все четыре варианта, прежде, чем сделать выбор.

Краткое резюме

У ОСНОВНОГО И ДОБАВОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ “ИСТОЧНИК” (ЧЕЛОВЕК, ПРЕДМЕТ, ПОНЯТИЕ ИЛИ НЕЧТО НЕНАЗВАННОЕ). ЕСЛИ ЭТО НЕ ТАК, ТО В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЕСТЬ ОШИБКА.


Практика (тренинг к заданию)

Упражнение 1

Найдите предложения, которые содержат ошибку, и исправьте их. В получившихся предложениях должен быть деепричастный оборот. Точное воспроизведение смысла не требуется.

Например: Сидя на кафельном полу, пожилой крысе вскоре стало очень холодно. >> Сидя на кафельном полу, пожилая крыса вскоре замерзла.

  1. Читая новый роман Акунина, меня не покидало чувство литературного дежавю.
  2. Уходя из театра, не забудьте погасить свет в гримерках.
  3. Посмотрев этот фильм, Аполлинарию сразу захотелось о нем забыть.
  4. Согласно инструкции, подсоединив USB кабель, первым делом устанавливается драйвер нового устройства.
  5. Создав теорию происхождения видов, Дарвином была открыта новая страница в антропологии.
  6. Найдя остов сгоревшего велосипеда, перед следователем возникла совершенно новая картина происшествия.
  7. Он попытался рассказать ей об инциденте, не вдаваясь в лишние подробности.
  8. Сидя в офисе, невозможно понять масштаб проблемы.
  9. Поставив последнюю точку, в воспаленном мозгу поэта уже начинало звучать новое стихотворение.
  10. Рисуя образ нового мира, скульптором Мухиной была создана монументальная дихотомичная композиция, пронизанная амбивалентностью эпохи колхозно-индустриальной эволюции советского общества 1930-х годов.

Упражнение 2

Замените предложение на конструкцию с деепричастием (не обязательно точно передавать смысл).

Например: Когда включил духовку, не забывай про время. >> Включив духовку, не забывай про время.

  1. Когда она закрыла книгу, ей показалось, что за спиной кто-то стоит.
  2. В то время, как Скоробогатов спешно сливал бензин из бака старенького “Мерседеса”, за его спиной раздались шаги.
  3. Отец Евлампий закрыл дверь на два замка, потом привычным движением подергал ручку и вышел из дома.
  4. Задолго до “Ревизора” и “Мертвых душ” Гоголь считал феномен самозванства чрезвычайно характерным для русской истории, но долго не мог придумать подходящего сюжета на эту тему.
  5. Она, как обычно, сидела на стуле и раскачивалась.
  6. В процессе отступления, взвод не оставлял попытки связаться со штабом.
  7. Хотя римляне успешно колонизировали Северную Африку, им так и не удалось справиться с берберами.
  8. Когда вы анализируете предложение с деепричастием, необходимо найти субъект основного и добавочного действия.
  9. Кандидат на пост директора птицефабрики, сделавший ставку на маргиналов, горько пожалел об этом после объявления итогов голосования.
  10. Он прислонился к печке, и через пять минут ему стало совсем тепло.

Ответы

Упражнение 1

  1. Читая новый роман Акунина, я все время испытывал чувство литературного дежавю.
  2. ОК
  3. Посмотрев этот фильм, Аполлинарий сразу захотел о нем забыть.
  4. Согласно инструкции, подсоединив USB кабель, первым делом необходимо установить драйвер нового устройства.
  5. Создав теорию происхождения видов, Дарвин открыл новую страницу в антропологии.
  6. Найдя остов сгоревшего велосипеда, следователь увидел совершенно новую картину происшествия.
  7. ОК
  8. ОК
  9. Поставив последнюю точку, поэт уже начинал слышать в своем воспаленном мозгу новое стихотворение.
  10. Рисуя образ нового мира, скульптор Мухина создала монументальную дихотомичную композицию, пронизанную амбивалентностью эпохи колхозно-индустриальной эволюции советского общества 1930-х годов.

Упражнение 2

  1. Закрыв книгу, она почувствовала, что за спиной кто-то стоит.
  2. Спешно сливая бензин из бака старенького “Мерседеса”, Скоробогатов услышал, что за его спиной раздались шаги.
  3. Закрыв дверь на два замка, Отец Евлампий потом привычным движением подергал ручку и вышел из дома.
  4. Задолго до “Ревизора” и “Мертвых душ” считая феномен самозванства чрезвычайно характерным для русской истории, Гоголь, однако, долго не мог придумать подходящего сюжета на эту тему.
  5. Она, как обычно, сидела на стуле, раскачиваясь.
  6. Отступая, взвод не оставлял попытки связаться со штабом.
  7. Успешно колонизировав Северную Африку, римляне так и не смогли справиться с берберами.
  8. Анализируя предложение с деепричастием, вы должны найти субъект основного и добавочного действия.
  9. Сделав ставку на маргиналов, кандидат на пост директора птицефабрики горько пожалел об этом после объявления итогов голосования.
  10. Прислонившись к печке, через пять минут он совсем согрелся.

На этой странице: НАВЕРХ↑План подготовкиПрактика

Дальше: А5

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →