14.07.2020

В эпицентре катастрофы. Анализ “болевых точек” задания В2.

Задание В2 стало в 2011 г. наиболее трудным для всех экзаменуемых. Причем это задание стало своеобразным маркером, позволяющим отграничить экзаменуемых, хорошо или отлично усвоивших программный материал по русскому языку, от всех остальных групп.

Результаты экзамена в 2011 г., как и результаты прошлых лет, показали, что выпускники владеют базовыми знаниями по морфологии: опознают части речи, знают их основные характеристики, разграничивают знаменательные и служебные слова. Но все это относится к типичным случаям их употребления. В более сложных случаях допускаются ошибки.

Чаще всего неверно квалифицируются особые формы глагола,  производные предлоги, частицы. Значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание краткой формы прилагательного,  форм степеней сравнения,  местоимений того или иного разряда. Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы; допускают ошибки в определении границ производных предлогов.

При этом следует заметить, что, например, 59% выпускников не определили правильную морфологическую характеристику слова характерно (34% экзаменуемых квалифицировали данное слово как наречие). Если в прежние годы большой процент экзаменуемых считал частицу именно наречием, то в 2011 г. 31% экзаменуемых опознал в этом слове местоимение, а верный ответ дали только 47%. Плохо различаются причастия и деепричастия (29% экзаменуемых решили, что слово «установлено» – деепричастие). Кроме того, экзаменуемые 2011 г. с трудом опознают страдательные причастия настоящего времени (39%). Причины в том, что экзаменуемые не обучены определять частеречную принадлежность слова по точным признакам (наличие набора определенных морфологических признаков у каждой части речи), а также смешивают понятийный аппарат морфологии и синтаксиса (сказуемое далеко не всегда выражено формой глагола, а определение некоего слова как «союзного», т.е. выполняющего в данном контексте и союзные функции, не  исключает возможности определить это слово как ту или иную часть речи, чаще всего, конечно, как относительное местоимение).

Низкий процент выполнения заданий по морфологии можно объяснить двумя факторами: во-первых, многие школьники считают так называемые теоретические разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно; во-вторых, у значительной части выпускников в целом слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток ярко проявляется при выполнении заданий из различных разделов курса.

Средний процент выполнения задания В2 – 40,6. При этом следует отметить, что формулировки задания и характер материала не изменились по сравнению с предшествующими годами, а нижние границы выполнения заданий несколько поднялись: с 5% до 10%. По-прежнему наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении частиц (от 10% выполнения), предлогов (от 10% выполнения), местоимений различных разрядов. Показательно, что в частях 1 и 2 работы задания на поиск наречий в превосходной степени оказались сложными для выпускников. Подобные результаты свидетельствуют о том, что в процессе усвоения школьного курса русского языка необходимо обращать самое пристальное внимание учащихся на морфологические особенности слов, причем именно в контексте показывать функционирование различных частей речи.

Источник: ФИПИ. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.
Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →