14.07.2020
Части речи в тумане. Задание В2.

В2. Части речи. Кругом обман – уйду в туман.

В настоящее время такого задания в ЕГЭ нет.

В задании B2 необходимо выписать из текста слова, принадлежащие к определенной части речи. Согласно аналитическим отчетам, больше всего экзаменуемых делают ошибки именно в этом задании ЕГЭ. Например, в 2011 году только 40,6% из них смогли ответить на вопрос правильно. Причем столь низкие результаты повторяются из года в год. В утешение можно сказать, что даже светила филологической науки не могут договориться, к какой части речи относить то или иное слово в разных случаях. Правда, утешение это слабое, поскольку информацию о том, какое мнение считать правильным, составители тестов раскрывают фрагментарно. И все же большинства ошибок можно избежать. При подготовке к этому заданию главное – это понять, что такое омонимия частей речи, и научиться находить в тексте предлоги, союзы, частицы и местоимения различных разрядов. Также надо уделить внимание наиболее частым ошибкам. Этим и займемся.

На этой странице: План подготовкиОмонимияМиграцияЧасти речиКак готовиться

Пример 1

Из предложений 16–18 выпишите числительное.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию…

План подготовки

Ежик в тумане

Начнем с типичной ошибки. Выпускник Вовочка видит в задании В2 такое предложение: “Кругом обман – уйду в туман!” В задании требуется выписать все существительные. Он тупо выписывает: “круг, обман, туман”. Ловушка захлопнулась! Занавес закрывается. Аплодисменты.

Как рассуждал Вовочка (если он вообще рассуждал)? Морфология – это не про значения, а про формы. Стало быть, ставим все в начальную форму. Кругом ставим в именительный падеж – круг. Это существительное – ежу понятно! Так вот, Вовочка, ежу пока еще ничего не понятно – сам посмотри на картинке на его физиомордию. А слово кругом в данном контексте – это наречие. Садись, два.

Мораль сей басни…

Вот что необходимо уяснить, прежде, чем браться за морфологическую головоломку:

  • Любое слово можно оценивать только в контексте, поскольку оно может принадлежать к разным частям речи. Это печальное явление называется омонимия частей речи.
  • Неверно пытаться определять часть речи только на основе морфологических признаков (например наличие падежа, числа и т.д.). В пределах одной части речи набор этих признаков у разных слов может отличаться
  • Некорректно задаваться вопросом, к какой части речи относится то или иное слово, если при этом не приводится целиком все предложение.

Огласите весь списочек, пожалуйста

Нет, весь списочек мы оглашать как раз не будем. Давайте немного сузим информационное поле и вспомним только те части речи, которые могут фигурировать в задании В2.

  • Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие.
  • Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Разбор примера (или пример разбора)

Мы, разумеется, не будем заново изучать весь курс морфологии, а попробуем найти и обезвредить основные ловушки, расставленные для вас в темном и страшном лесу морфологии. Но для начала разберем приведенный выше пример. Числительное – это часть речи, с помощью которой что-то считают, не так ли? В тексте мы можем заподозрить числительное в двух словах: “одной” (“в одной русской деревне”) и “девяти” (“местная девочка лет девяти”). Человек с богатой фантазией также может увидеть порядковое числительное в слове “последним” (первый/последний).

К счастью для нас, в формулировке содержится подсказка: мы знаем, что имеется только одно числительное, а не два и не три. Какое выбрать? Давайте все же сразу отсеем слово “последним”, согласившись, что это прилагательное. Теперь слово “одной”. Задайте себе вопрос: “А что мы, собственно считаем?” Там что, несколько деревенек, которые мы пересчитываем? Да нет, “одна деревенька” означает “какая-то”. А во втором случае мы считаем возраст, то есть количество лет. Так что числительное – это слово “девять”. Но что же тогда такое слово “одной”? С этим непростым вопросом мы попробуем разобраться чуть позже.

Омонимия частей речи

Итак, мы уже знаем, что одно слово может относиться к разным частям речи. И тут бы самое время предложить вам изучить словарик морфологических омонимов – и дело с концом. Увы, такого словаря не существует. А ведь какая была бы тема для диссертации! И сколько денег можно заработать на переизданиях такого словаря! (Идею дарю – поступайте в институт, и флаг вам в руки.)

{loadposition content2}

Откуда есть пошла… (экскурс в историю)

А дело было так. В стародавние времена части речи выделяли строго по набору морфологических признаков. Затем появился такой ученый, как Щерба, а вслед за ним Виноградов. Они заявили, что часть речи – это лексико-грамматический класс, а поэтому надо учитывать также значение слова в контексте. Идея понравилась, но ее следствием стал некоторый теоретический раздрай: с тех пор ученые так и не договорились, как разделять по частям речи конкретные слова в конкретных условиях.

С тех пор на конференциях филологи громко кричали, махали руками, но все это было предметом научной казуистики, которая школьникам и их учителям всегда была “по барабану”. Однако потом наступила светлая эра ЕГЭ, и тема морфологической омонимии стала предметом задания В2. В школьной программе эта тема детально не проработана, а составители тестов ЕГЭ не разглашают теоретическую базу, на которую они опираются. Есть подозрения, что такой базы просто нет. Вуаля.

Короче, я не хочу вас пугать, но должен честно признать, что разграничение морфологических омонимов – очень туманный вопрос. К счастью, основные “непонятки” касаются ограниченного числа слов. На сайте имеется весьма полезный документ, который я не вижу смысл дублировать. Он называется “Грамматическая омонимия”. Я очень советую с ним ознакомиться, не вникая в классификацию, – просто почитайте примеры. Правда, там ничего не объясняется, но вы хотя бы сможете повысить свою “омонимическую эрудицию”. Не забывайте, что речь идет не о лексической омонимии (разные значения одного слова), а о грамматической (разные части речи, к которым принадлежит одно слово). Также имейте в виду: то, что там называется “категория состояния”, на ЕГЭ следует считать наречием. Почитайте и возвращайтесь.

Одно слово, а сколько смысла (читать только любознательным, остальным сюда).

Так, похоже, что вернулись не все. А где Вовочка? Там остался? Ну, Бог с ним. А ты, Наташа, зачем опять приволокла на сайт своего кролика? Ну ладно, садись. А теперь давайте все же вернемся к слову “один”, которого нет в предложенной статье, но которое имеется в приведенном выше примере из демо-версии ЕГЭ-2012.

Если бы вас спросили: “А какая же часть речи слово одной в предложении (16)?” Это уже вопрос посложнее. На эту тему спорят даже профессионалы (смотри обсуждение на форуме Грамоты.ру). И спорить они будут еще долго, поскольку однозначного ответа нет, в том числе и в школьных учебниках и изданиях ФИПИ. Когда я поступал в МГУ (тогда еще не было ЕГЭ и даже мобильных телефонов), от нас требовали знать: слово один может представлять четыре части речи: числительное, прилагательное, существительное и неопределенное местоимение. И в данном случае оно является как раз местоимением. Однако я бы не советовал выбирать такой ответ на ЕГЭ. Методическая литература, окружающая школьную программу, тяготеет к версии, что слово один может принадлежать толко к двум частям речи: числительное и прилагательное. Причем даже в разграничении двух частей речи есть разногласия. Есть и другие смелые версии, например, что слово один может быть даче частицей! Так что число частей речи на это несчастное слово может доходить аж до пяти!

Не будем сейчас зацикливаться на одном этом слове. Будем надеяться, что добрые эксперты ЕГЭ вам его не подсунут на экзамене. Но на всякий случай я дам практическую рекомендацию относительно того, к какой части речи отнести злосчастное слово один.

  • Числительное: Только если явно имеется количественное значение (именно один, а не два): “Один рубль – это не деньги”. “Одни ножницы и две тетради”.
  • Прилагательное: “На тропинке ему повстречался один мальчик” (имеется в виду не количество, а местоименное значение “некий”). “Один я пришел на выставку, остальные предпочли поехать на природу” (ограничительное значение, как у частицы “только”).

Вероятность, что такой подход принесет правильный ответ, я оцениваю в 90%. Но я не могу гарантировать, что коварный экзаменатор не увидит в слове один местоимение или еще что-нибудь. Посоветуйтесь со специалистом. В смысле спросите своего учителя или репетитора.

Миграция частей речи

Переход слов в другую часть речи – весьма распространенное явление. Он является источником морфологической омонимии, а также смятения в умах многих выпускников. Например, от других частей речи образовались многие наречия. Некоторые при этом видоизменились, например слились с предлогами: вдвое. Их отличить не составляет труда. Но некоторые полностью совпадают по форме со своими “предками”: домой – наречие и существительное, сидя – наречие и деепричастие. От других частей речи образовались и многие предлоги, например предлог благодаря – от деепричастия. Чтобы не раздувать эту страницу, я снова отошлю вас к другому истонику. Это небольшой фрагмент из книги известного российского филолога Елены Литневской. Материал называется “Образование слов путем перехода из одной части речи в другую”. Только когда вы его будете читать, не забывайте, что вас волнует не сама проблема перехода, а случаи морфологической омонимии (т.е. совпадения по форме “предка” и “потомка”), а также разграничение омонимов с помощью контекста.

Если вы прочитали этот фрагмент, мне остается добавить, что не только наречия и предлоги могут “проистекать” из других частей речи. Надо обращать внимание, например, на случаи перехода причастий в прилагательные, а прилагательных в существительные (т.н. субстантивация).

  • Блестящая на солнце монета (причастие). Блестящая работа (прилагательное).
  • Военный инженер (прилагательное). Военный (существительное).

Примеры морфологических омонимов

Теперь давайте разберемся с некоторыми сложные примерами морфологической омонимии и сделаем кое-какие важные замечания.

Тут – частица или наречие

  • Частица. “Тут он принялся поздравлять юбиляра”. Значение времени (тут=в этот момент).
  • Наречие. “Тут у нас будет гардеробная комната”. Пространственное значение (тут=здесь).

Что/как /когда… – не путать союзы и союзные слова

Эти слова есть в статье, которую вы, надеюсь, прочитали. Хочу только обратить внимание на одну вещь. Нельзя путать понятия союз и союзное слово. Слова чтокак и когда могут выступать в обоих качествах, то есть имеет место омонимия союзов и союзных слов. Союз – это служебная часть речи, которая связывает части предложения (в том числе, однородные члены): “Сижу и читаю”, – союз “и”. Союзное слово – это синтаксическая функция слов, принадлежащих к другим частям речи (не союз!), а именно наречие или местоимение. Чтобы их не спутать с союзами, надо помнить, что союзное слово (в отличие от союза) является членом предложения, на него падает логическое ударение, и оно может менять форму.

  • “Она заявила, что никуда не желает идти”. Что – союз. Связывает главное и придаточное предложение. Слово автономно, не изменяется, на него не падает логический акцент.
  • “На ЕГЭ он использовал всё, чему научился на сайте Rus-Exam.ru”. Чему – форма Д.П. местоимения что. На него падает логическое ударение. Оно является членом предложения.

Не бывают союзами слова: кто, какой, который, чей, где, куда, зачем, откуда, почему, сколько. Если вы не уверены, как разграничивать союзы и союзные слова, то вам сюда: Как не путать союзные слова и союзы?

Раз – пять вариантов:

  • Числительное: “Раз, два…”
  • Союз: “Раз ты не хочешь пиццу, я ее скормлю морской свинке” (раз=если).
  • Наречие: “К поэту раз пришел скрипач” (раз=однажды).
  • Существительное: “Такая удача бывает один раз в жизни” (раз=случай, эпизод).
  • Междометие: “Размахнулся и р-р-раз! Вмазал ему пеналом по спине” (восклицание).

Ещё – наречие или частица

  • Наречие времени: “Есть ещё порох в пороховницах”.
  • Усилительная частица: “Ещё чего захотел!”

Хорошо… – не смешивать краткие прилагательные или наречия

  • Наречие: “Они хорошо провели время”. Вопрос: как? Неизменяемое слово (-о – суффикс).
  • Краткое прилагательное: “Настроение хорошо, когда все дела сделаны”. Вопрос: каково? Краткая форма прилагательного “хороший”. Окончание -о связано со средним родом существительного “настроение”. Форма может меняться: “Как хороши, как свежи были розы”.

Гораздо проще бывает разграничить слова, которые совпадают только в некоторых своих формах (омонимия форм). Но некоторые и здесь ухитряются делать ошибки. Например: “Помидор спел и красен” (краткое прилагательное). “Он спел еще одну песню и откланялся” (глагол прошедшего времени). Это, конечно элементарный случай. Но он еще раз показывает, что необходимо обращать внимание на контекст. Бывают варианты и посложнее. Например Т.П. существительного бег – “бегом” совпадает по форме с наречием. Правда, у них разные ударения: “Он занимался бЕгом”. “Давай, бегОм отсюда”. Но в тексте ударения не обозначены, так что есть риск перепутать.

Части речи

Порой никакой морфологической омонимии нет, но вы просто затрудняетесь сказать, какие слова в тексте принадлежат к той или иной части речи. Как с этим быть? И на что надо обратить особое внимание при повторении теории?

Болевые точки

Результаты анализа результатов ЕГЭ прошлых лет показывают, что чаще всего в задании В2 неверно квалифицируются следующие части речи и их формы: производные предлоги, частицы, краткое прилагательное, формы степеней сравнения прилагательного, особые формы глагола, местоимения того или иного разряда. Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы, допускают ошибки в определении границ производных предлогов.

Частицы

Попробуйте перечислить знакомые вам частицы. Сколько набралось? Штук 10, или 20? На самом деле, существует астрономическое число частиц. К тому же они очень разные и часто похожи на наречия или союзы. И все же у них есть что-то общее: они придают высказыванию какое-то дополнительное значение. Например, выражают отношение говорящего, либо отношение происходящего к действительности.

Я настриг вам лишь некоторые примеры частиц из академического пособия Грамматика-80:

  • бишь (прост.), бы, вишь (прост.), да (в составе формы повелит. накл.), де (разг.), дескать (разг.), же, ин (прост.), ишь (разг.), -ка, мол (разг.), не, небось (прост.), нет, неужели, нехай (прост.), ни, ну, -с, таки, , -то, уж, чай (прост.) а, благо, более, больше, буквально, бывает, бывало, было, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, вот, вроде, всё, всего, где, гляди, да (не в составе формы повелит. накл.), давай(те), даже, дай(те), действительно, единственно, если, еще, знай, и, или, именно, как, какое, куда, ладно, ли, лучше, никак (прост., вопросит.), ничего, нечего, но, однако, окончательно, оно, поди (прост.), положительно, просто, прямо, пусть, пускай, разве, решительно, ровно, самое, себе, скорее, словно, совершенно, спасибо (в знач. (хорошо)), так, там, тебе, тоже, только, точно, хоть, чего, чисто (прост.), что, чтоб, чтобы, эк, это.

Как видим, многие из них омонимичны другим частям речи. Чтобы не путать частицы с союзами, надо помнить, что союзы что-то связывают, их нельзя выбросить без ущерба для смысла. А частица, как сказано, выражает дополнительный смысл:

И, а – частица/союз.

  • “И зачем же ты ему отдал свою флэшку?” (и – частица, ее можно убрать).
  • “Передай мне устриц и фуагра” (и – союз). Та же история с частицей и союзом “а”.

Так – наречие/частица/союз.

  • “Так не доставайся же ты никому!” (так – частица, ее можно убрать, она добавляет только оттенок экспрессии).

Вот еще примеры частиц, которые можно принять за другие части речи (и наоборот): “Я не болен, просто устал” (просто=только – частица). “Он выглядел так, точно его только что разбудили” (точно=будто – союз). “Сходим в кино, точно?” (точно?=согласен? – частица: значение поиска подтверждения).

Надо внимательно относиться к словам, которые оканчиваются на -о. Подсознательно хочется отнести их к наречиям. Но они могут оказаться и частицами: именно, просто, прямо, решительно и т.д.

Частица может состоять из нескольких слов, например: “вряд ли”. Если попадется – ее надо целиком записывать в бланк ответа. При этом помним, что пробелы в ответе не используются. То есть “вряд ли” надо записать в бланк так: ВРЯДЛИ

Не путайте частицу “-то” (“Я-то знаю”) с суффиксом (точнее, это постфикс: “Я хотел тебе что-то сказать”.). Не являются частицами -ся/сь, -то, -либо, -кое, -нибудь (это всё постфиксы).

Союз

Про союз мы уже говорили. Он не имеет самостоятельного значения, а связывает слова или части предложения, но не является членом предложения. Поэтому если вас просят найти союз, обращайте особое внимание на синтаксическую структуру предложения. Союз – это слово, организующее структуру.

Надо не путать союзы:

  • с деепричастиями и предлогами (“Не смотря на картину…” – деепричастие. “Несмотря на на то, что ветер стих…” – союз. “Несмотря на мои возражения…” – предлог);
  • с наречиями и другими частями речи (“Мычит, точно белены объелся”, – союз. “Точно попал в цель”, – наречие. “Попадание было точно”, – краткое прил. “Ну да, точно!” – частица).

Опознать союзы будет проще, если вы вспомните такие их классы, как соединительные (и), разделительные (или) и противительные (но). Если вы видите сложноподчинённое предложение, то ищите союзы, которые связывают разные “этажи”: что, чтобы, как, будто, если, хотя.

Помните, что союз может состоять из нескольких слов. Такие союзы нельзя разбивать на части при анализе: “потому что” (нельзя слово что рассматривать отдельно и расценивать его как местоимение), “в следствие того что”, “несмотря на то что” – всё это единые союзы. Так их и записываем в бланк (без пробелов).

Наречие

Есть одна странность, про которую многие забывают: хотя наречие считается неизменяемой частью речи, но у наречий на -о/-е могут быть разные степени сравнения (тонко – тоньше, более тонко – тоньше всех). Так что неизменяемость у наречия весьма условная.

Чтобы опознать наречие, надо помнить, что это самостоятельная часть речи, имеющая значение какого-то признака. Это значение может быть разным: признак (светло), степень (весьма), место (наверху, вперед), время (завтра) и т.д.

Обычно вызывают затруднения так называемые местоименные наречия. Они указывают на признак, не называя его напрямую: туда, здесь, зачем-то, никогда. Это тоже наречия. О том, как не путать наречия с союзами, мы уже говорили (см. про слово точно).

Наибольшую трудность на экзамене вызывает неумение разграничивать простую сравнительную степень наречий и прилагательных. Между тем рецепт успеха довольно прост: если слово относится к существительному, то это прилагательное (боксер сильнее), если к глаголу, то наречие (ударил сильнее).

Также надо обращать внимание на возможную омонимию наречий и союзов. Например сочетание “между тем”, которое я использовал в предыдущем абзаце – это наречие (имеет значение логического противопоставления и замещает слово “хотя” или “однако”). А если речь идет о временном промежутке со значением одновременности действия, то это союз: “Учитель объяснял новую тему, между тем ученики дружно играли на смартфонах в ‘Веселую ферму'”. Принцип все тот же: у наречия есть самостоятельное значение, а союз только соединяет слова или части предложения, хотя и способен придавать присоединяемой части дополнительное логическое значение.

Причастия и деепричастия

Обычно про причастия все помнят формы, типа игравший, но забывают, что причастия могут быть не только действительными, но и страдательными (написанный), а страдательные – не только полными, но и краткими (“Это блюдо было разбито не мной”).

Полные причастия в предложении бывают определениями, из-за чего их путают с прилагательными. А краткие страдательные причастия путают с краткими прилагательными и с наречиями. Про случаи перехода причастий в прилагательные мы уже говорили (мороженое мясо/мороженое).

Многие выпускники плохо понимают, что такое деепричастие. В это трудно поверить, но в 2011 году 29% экзаменуемых почему-то решили, что “установлено” – это деепричастие. А как же вопрос что делая/что сделав? Гораздо понятнее, когда деепричастия путают с союзами или предлогами. Понятно, но не простительно. Повторите про похожие конструкции не смотря на/несмотря на/несмотря на то что, которые представляют три части речи: деепричастие, предлог и союз. Как, уже забыли? Посмотрите еще раз здесь.

Прилагательное

Наибольшие трудности возникают с идентификацией кратких прилагательных, которые путают с причастиями. Также затруднения вызывают степени сравнения. Стоит запомнить, что только качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (ярче) и краткую форму (краток). Сравните слова краток и изъеден. Они похожи только на первый взгляд. У первого из них в основе лежит признак (можно спросить каков?), а у второго – действие (вопрос – что с ним сделано?)

Полные формы причастий и прилагательных различить гораздо проще, но многих сбивает то, что те и другие отвечают на вопрос “какой?” Однако для причастия можно поставить и другой вопрос: “что делающий/что сделавший?”, а для прилагательного нельзя.

Может сбивать с толку, что некоторые качественные прилагательные являются производными от глаголов, то есть в них сохраняется вторичное значение действия. Например, прилагательное болтливый образовалось от глагола болтать, но суффикс -лив придал слову качественное значение. И опять же, если сформулировать вопрос не “какой?”, а “что делающий?”, то мы получим другое слово – причастие болтающий. Не путайте.

Сравнительная и превосходная степень прилагательных состоит из двух слов: более (менее) нужный, самый нужный. Надеюсь, вы понимаете, что их нельзя объединять в одно морфологическое целое. Более нужный – это сравнительная степень прилагательного, но, с точки зрения деления на части речи, это наречие + прилагательное. 

И еще помним о наличии притяжательных прилагательных (мамин), которые некоторые принимают с перепугу за инновационную форму существительныхUndecided.

Существуют разногласия на тему того, можно ли считать прилагательными неизменяемые слова типа хаки или беж. ФИПИ на эту тему пока ничего не говорит. Я рекомендую относить такие слова к существительным, особенно если перед ними стоит слово “цвет”: “рубашка цвета хаки”.

Местоимения

Местоимения замещают другие части речи (имеют их место), указывают на них. Проблема с местоимениями все та же – разнообразие грамматических признаков, затрудняющее их узнавание в тексте. Имеет смысл повторить разряды местоимений: личные (я), указательные (этот), притяжательные (твой), вопросительные (какой), отрицательные (ничей). В задании В2 очень часто просят найти не просто местоимение, а местоимение определенного разряда. Почитайте свой учебник.

Нельзя определить часть речи, просто поставив вопрос. Весьма курьезно, что некоторые считают слово “какой” в любом контексте прилагательным, поскольку оно отвечает на вопрос “какой?”

Вы, вероятно, видели такие термины, как “местоименное существительное”. Это очень опасные термины, поскольку местоименное существительное (кто, что, ничто, кто-то…) – это не существительное, а местоимение! Также есть местоимения-числительные (сколько), местоимения-прилагательные (такой).

И еще один нюанс. Возможно, вы учились по учебнику, в котором местоимениями считают слова, указывающие на признак действия (где, когда, почему…). Забудьте об этом! Такие слова следует оценивать как наречия места, времени и причины, что соответствует традиционному подходу. Чтобы не путаться, постарайтесь запомнить закрытый список вопросительно-относительных местоимений: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько.

Также будет весьма полезно тупо заучить все определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, другой, иной, любой, каждый.

Остальные разряды местоимений не представляют особых трудностей.

Предлоги

Казалось бы, с предлогами все легко и просто. Предлоги служат для связи слов между собой. Но и с ними есть свои нюансы. Что такое слово вокруг? Вы должны были ответить: “Мы не знаем, дайте контекст”. Молодцы, что-то запомнили. Первая часть речи, которая приходит в голову – это наречие. Но слово вокруг может быть и предлогом. Если сразу за таким словом (вокруг, возле, накануне) идет существительное или местоимение, то это предлог. Предлог, в отличие от наречия, управляет падежом!

  • Наречие: “Егерь обошел вокруг.” Не сказано вокруг чего.
  • Предлог: “Егерь обошел вокруг избушки”.

Следующий трудный момент – определение границ производных предлогов. Это вы, наверняка, подробно разбирали в школе, поскольку у этой проблемы есть проекция в сфере орфографии. Однако ж, на всякий пожарный, напомню. Некоторые предлоги образованы от других частей речи. Не путайте:

  • Деепричастие: “Не смотря на завещание, он вышел из кабинета нотариуса”. (не смотря=не глядя; пишем раздельно с предлогом).
  • Предлог: “Несмотря на плохую погоду, команда двинулась дальше”. (несмотря на что-л.=вопреки чему-л.; “не-” – приставка).
Я знаю, что про “несмотря” я уже говорил дважды, но у меня есть ощущение, что не все прониклись.Wink

Аналогичным образом надо различать предлоги и существительные с предлогами. Причем некоторые предлоги бывают составные, то есть пишутся с пробелом. Они к тому же отличаются окончаниями: в течении (реки) / в течение (месяца), в следствии (наметился прогресс) / вследствие (ошибки), в продолжении (книги) / в продолжение (часа).

Обратите внимание и на такие случаи: в виду (иметь в виду) / ввиду (того, что…), на счет (поступил платеж) / насчет (чего-то), благодаря (кого-то за что-то – деепр.) / благодаря (чему-то – предл.)… Если подзабыли, сдуньте пыль с учебника.

Как готовиться?

Мы разобрали множество сложных вопросов. Однако, практика показывает, что народ делает на экзамене очень странные и совершенно непростительные ошибки в задании В2. Например, забывают о том, что у прилагательных есть краткие формы (характерный – характерно). В результате 59% ошибочно называют слово характерно наречием, независимо от контекста. Частицу не могут опознать более половины, причем треть юных граждан России все время подозревают в частицах местоимение. Очень многие не могут узнать страдательные причастия настоящего времени (типа “упоминаемый”).

Как быть, если вы испытываете серьезные трудности при определении частей речи? В некоторых пособиях предлагается решать вопрос о выборе части речи, сопоставляя морфологические признаки слова (наличие категории рода, падежа и т.п.) и его роль в предложении (может выступать подлежащим и т.д.). Но такой подход в реальной жизни совершенно непродуктивен. Во-первых, у многих частей речи морфологические признаки сильно варьируются (особенно у числительного). Синтаксическая роль тоже не может служить определяющим признаком. То же числительное, например, может выступать в роли пяти разных членов предложения. Так что толку все это анализировать, если нет никакого алгоритма отбора? Я уж не говорю о том, что весь этот массив информации невозможно быстро прокрутить в голове на экзамене, даже если вы все это выучите. Правда, оговорюсь, что в случае сомнений, выяснить, каким члееном предложения является данное слово, все же полезно. Например, местоимения и существительные часто бывают подлежащим, прилагательные – определением, наречия – обстоятельством образа действия. Но полагаться только на морфологию и синтаксис нельзя.

Вы, возможно, ждали, что я вам сообщу к концу этой страницы некий “магический алгоритм”. Боюсь, что вы не по адресу. Никакого алгоритма нет, поскольку морфологические признаки в рамках одной части речи бывают весьма разнородны, а анализ лексического значения и синтаксических связей неизбежно бывает субъективным. Поэтому я напоследок дам вам простой и очень прозаический совет: перечитайте по учебнику описание частей речи, обращая внимание на примеры с контекстом. И затем постарайтесь набить руку на выполнении тренировочных заданий.

Если у вас с какой-то частью речи взаимное непонимание, поглубже повторите теорию. Только не заучивайте все морфологические признаки, разряды и пр. – эта информация, по большей части, вам совершенно не поможет. Главное – найдите побольше примеров сложной для вас части речи, чтобы научиться узнавать слова в тексте. В этой работе вам может очень помочь грамотный репетитор или подготовительные курсы. И, как всегда, не забывайте делать работу над ошибками. При этом не просто заучивайте конкретное слово, а пытайтесь найти похожие слова и определить, в каких условиях они должны быть отнесены к этой части речи.

Десерт

Вы его заслужили, если дочитали эту страниц до конца, не разбив свой монитор бейсбольной битой! А на десерт небольшое резюме:

  • Часть речи можно определить только в контексте.
  • Одно и то же слово в разных условиях может принадлежать к нескольким частям речи.
  • Частицы, союзы и предлоги могут быть составными, то есть состоять из двух и более слов. Именно так их надо записывать в бланк ответа. При этом не забывайте, что при записи ответа не следует оставлять пробелов!

На этой странице: НАВЕРХ↑План подготовкиОмонимияМиграцияЧасти речиКак готовиться

Дальше: В3

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →