24.09.2020

“База аргументов” к сочинению – супер-шпора или капкан для ленивых?

Интернет наводнён “Базами аргументов” для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Многие из этих документов очень добросовестно сделаны (видимо, учителями), хотя их было бы разумнее называть “фоновый материал”, поскольку никаких аргументов там обычно нет. Но можно ли обмануть эксперта, который будет проверять сочинение, если вы не читали произведение, на которое ссылаетесь? И есть ли смысл тратить время на заучивание десятков таких “аргументов”?

Вообще я заметил, что взрослая общественность, которой уже не надо сдавать ЕГЭ, любит порассуждать на тему “отупляющего” влияния госэкзамена. Особенно часто нападкам подвергается как раз сочинение по русскому, которое, якобы, приучает школьников мыслить готовыми заготовками. Кстати, за границей этот вопрос сейчас тоже горячо обсуждается. Недавно британский журнал The Telegraph опубликовал статью под заголовком “‘Блестящие’ студенты не умеют писать эссе, говорят преподаватели Кембриджа” (оригинал здесь: Bright students ‘cannot write essays’, say Cambridge dons). Профессор Robert Tombs сетует, что, будучи натасканы в школе на штамповку жестко структурированных текстов по готовым шаблонам, студенты совершенно не в состоянии сформулировать собственную мысль по темам, к которым их не готовили. В этом преподаватели этого ведущего мирового вуза винят британскую систему образования, в которой успех школьника свелся к гладкому прохождению тестов.

Вполне возможно, что Россия движется к той же проблеме. Заготовок в Интернете, конечно, пруд пруди. Но при этом критики ЕГЭ, по-моему, не очень понимают, что задание С1 – это не сочинение по литературе, а своего рода упражнение по риторике, то есть письменное рассуждение на заданную тему. Пресловутые аргументы там важны не сами по себе, они просто являются необходимым компонентом построения убедительной речи. И проблему я тут вижу не в системе, а в том, что тысячи выпускников сами усложняют себе жизнь, механически заучивания в качестве аргументов к несуществующим тезисам выжимки из литературных произведений, которые они не помнят или вообще не читали. Нельзя просто вставить пример из литературы, если он органически не встроен в систему собственной аргументации. Такая чужеродная вставка всегда будет выглядеть убого (особенно если все это “отполировать” с помощью содранных в том же Интернете слабоумных речевых клише типа: “Как не согласиться с автором…”). Эксперты, проверяющие сочинение, они же не идиоты!

На самом деле, повторюсь, все эти заготовки весьма полезны. Но использовать их надо для другой цели – чтобы вспомнить и систематизировать то, что человек реально читал – просто оживить все это в памяти накануне экзамена. При этом я бы очень не советовал использовать ссылки на произведения или на мнения, с которыми вы реально не знакомы, – все это будет шито белыми нитками. А главное, что нет никакой нужды держать наготове обойму из десятков источников фонового материала. Даже если попадется отрывок из автора, который есть в школьной программе (а это бывает не часто), никто не требует знания его биографии или творчества. Еще раз говорю, это экзамен по русскому, а не по литературе. Важнее уметь аргументированно выстроить аналогию с другим источником. И лучше хорошо знать два два-три источника, чем беспомощно жонглировать в памяти десятками имен и произведений.

Больше того, я готов поспорить, что хорошо зная, например творчество Чехова и одного современного писателя (скажем, кого-то из “деревенщиков”), можно подобрать фоновый материал практически на любую тему. Но это могут быть и другие авторы. Главное, чтобы они вам чем-то запомнились, задели какие-то “струны”. А вообще я бы советовал всем не зацикливаться на фоновом материале. Гораздо важнее не бояться подумать самостоятельно на предложенную тему, тогда и аргументы будет легко сформулировать и одну-две “литературных” иллюстрации наскрести в памяти. Своя мысль должна быть первичной. Если же сразу начать крутить в памяти все эти Интернет-заготовки то своя мысль со страху улетучится.

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →