14.07.2020

В3. Типы связи в словосочетании

В настоящее время такого задания в ЕГЭ нет.

Существует три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Казалось бы, достаточно понять, что это за связи, и дело в шляпе. Однако, есть в этом задании и подводные камни. Например, далеко не все понимают, что такое “словосочетание” и что такое подчинительная связь. Слов много, времени мало… Что же выбрать? Эти несчастные в поисках нужного типа связи долго блуждают в потемках и не всегда находят верный ответ. Но вам повезло: вы пришли на Rus-Exam.ru, а значит завеса тайны сейчас спадёт. Осталось дернуть за веревочку…

На этой странице:

Пример 

Вариант 1. Из текста (…) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Вариант 2. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ.

План подготовки

Как видим, формулировка задания бывает разной: надо либо определить тип связи в конкретном словосочетании, либо найти в тексте словосочетание с определенной связью. Первый вариант намного сложнее, потому что вам необходимо “просканировать” целый кусок текста. Однако и во втором варианте рекомендуется прочитать целиком предложение, поскольку тип связи легче понять в контексте.

Что НЕ надо анализировать

Сначала небольшая “проверка” связи. Предположим, в тексте есть такие фрагменты: “в саду”, “медленно, но настойчиво”, “собиралась спать”, “несмотря на задержку”, “сломя голову”, “накрапывал дождь”, “менее настойчивый”. Если вам предложат найти словосочетание со связью управление, какие варианты вы будете рассматривать?

Это чрезвычайно важный тест. Если вы его не можете правильно выполнить, то всегда будете путаться при поиске нужного словосочетания в тексте. Поэтому не подглядывайте в ответ, а сначала подумайте самостоятельно. У вас 2 минуты. Время пошло… Ответ (навести мышь).

Итак, анализируя текст, вы первым делом должны избавиться от сочетаний слов, которые не являются подчинительными словосочетаниями. На первый взгляд, это полный бред! Что значит “сочетания слов, которые не являются словосочетаниями”? Все очень просто. Подчинительное словосочетание – это несколько (минимум два) знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу. “И что из этого?” – спросите вы. А вот что…

НЕ являются словосочетанием:

1Сочетание самостоятельного и служебного словав саду; несмотря на задержку – существительное с предлогом.

2Слова, связанные сочинительной связьюмедленно, но настойчиво. Здесь надо заметить, что в одном из школьных учебников такие комбинации все же признают словосочетаниями. Но в контексте задания В3 мы их все равно кидаем в топку, поскольку сочинительная связь нас не интересует. Сюда же следует отнести и ряды однородных членов (хотя внутри однородного члена может быть словосочетание, например если при существительном имеется прилагательное).

3Неделимые фразеологизмы (идиомы)сломя голову.

4Составные формы слова (степени сравнения, составное будущее время глагола со связкой “будет/будут”и т.д.): менее настойчивый.

5Подлежащее и сказуемое*накрапывал дождь. Связь между ними не подчинительная, а обоюдная (в отличие от подчинительных, такие словосочетания называют предикативными).

Если вы осознаете эти пять пунктов, ваши шансы найти в тексте нужное словосочетание резко возрастут! Таким образом, в привденном списке имеется только одно словосочетание с подчинительной связью “собиралась спать”. Правда, это не управление. Но я же должен был пустить вас по ложному следу. Не обессудьте!

*Концепции ФИПИ и МИОО отличаются. В ФИПИ полагают, что среди главных членов предложения словосочетанием не является только подлежащее+сказуемое, а в МИОО также не считают словосочетаниями любые слова, включенные в грамматическую основу, в том числе составное именное сказуемое.

Типы связи

Теперь, когда вы знаете, что НЕ является словосочетанием, остается вспомнить три типа подчинительной связи. Это несложный материал, и вы можете его повторить по любому учебнику. Тем не менее, я все же напомню, что это за связи и добавлю несколько практических советов, как их идентифицировать и отличать друг от друга. Но, прежде, чем перейти к отдельным типам связи, несколько общих замечаний.

  • Все три типа объединяет то, что одно слово является главным (по смыслу). Поэтому от него можно поставить вопрос к зависимому слову.
  • Тип связи определяется по тому, каким образом сочетаются формы главного и зависимого слова. Например, в словосочетании большой птице происходит согласование по роду, числу и падежу, что отражено в окончаниях -ой и -е. Таким образом набор признаков, по которым происходит (или не происходит) согласование, определяет тип связи. Подробнее см. ниже.
  • В словосочетании может быть больше, чем два слова. Это происходит, когда задействовано служебное слово, например предлог: на белом столе, или если одно из слов имеет составную форму: самый комфортный автомобиль. В словосочетании может быть и больше, чем три слова, поскольку служебные слова тоже бывают составными: в связи с изменением климата.

Примыкание

Главное и зависимое слово связаны только по смыслу. Если зависимое слово неизменямое, то это примыкание.

Среди знаменательных частей речи неизменяемым является только наречие. Поэтому наречия в качестве зависимого слова могут быть связаны с главным словом только примыканием: “громко кричала”. При изменении главного слова зависимое не меняется, поскольку… оно вообще не меняется! “Будут громко кричать”.

Однако обратите внимание, что в отношении зависимого слова речь идет не только о наречиях, но обо всех неизменяемых словоформах знаменательных частей речи:

Зависимое слово может быть инфинитивом (стремление учиться), наречием (очень извилистый), деепричастием (выстрелил не глядя), неизменяемым существительным или прилагательным (прическа каре, стиль модерн). Поэтому словосочетание “лайкай Сосо” – это не управление, а примыкание, хотя исконно русское слово “лайкать”, как известно, требует от существительного постановки в В.П. Но грузинское имя Сосо не склоняется. Еще зависимое слово бывает прилагательным в простой сравнительной степени(сделать лучше) и притяжательным местоимением третьего лица (его лошадь).

Помните, что слово его может быть не только притяжательным местоимением третьего лица, но и личным местоимением: вижу его – это управление, а не примыкание!! См. обсуждение этого вопроса на форуме»

Главным может быть знаменательное слово любой части речи.

Практика показывает, что именно термин “неизменяемое слово” больше всего мешает найти в тексте примыкание. Допустим, у наречий есть степени сравнения (громче), а назвать инфинитив неизменяемым словом вообще довольно странно – ведь это всего лишь начальная форма глагола, а не отдельная часть речи. Поэтому лучше не пытаться каждый раз разгадывать головоломку, а выучить короткий список частей речи и форм, которые мы в данном случае должны считать неизменямыми (см. выше).

При анализе не забываем о том, что слова должны быть связаны по смыслу. Если вы увидели инфинитив, наречие или деепричастие, не спешите говорить, что это примыкание! Сначала убедитесь, что это неизменяемое слово является зависимым, потом найдите главное слово, поставьте от него вопрос. Стремление какое? (или к чему?) – учиться. А потом попробуйте изменить форму главного слова. Стремлением учиться. Зависимое слово не изменилось, значит всё в ажуре, это примыкание.

Небольшой тест на понимание. Если вы встретили инфинитив в словосочетании “вынести из класса”, можно ли это считать примыканием? Не подглядываем… Думаем. Я не слышу, как скрипят ваши извилины. Ага, хорошо, заскрипели. Ответ. Если ответ был неверным, значит вы чего-то недопоняли. Еще раз прочитайте предыдущий абзац.

Словосочетание с примыканием можно найти с помощью алгоритма. Детали в блоге:Алгоритмы к заданиям В1 и В2.

Учителю на заметку: ЕГО/ЕЕ/ИХ – революция в головах.

Вопрос об определении типа связи в словосочетаниях, включающих местоимения ЕГО/ЕЕ/ИХ, является весьма запутанным. Форум свидетельствует, что различные трактовки встречаются как в школьной практике так и в пособиях. Например, в школе нередко расценивают сочетания типа “его самого” как управление (на самом деле, это согласование), “его плащ” – тоже как управление или как согласование (на самом деле, это примыкание).

В сборнике тренировочных тестов ФИПИ “ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Просвещение: Изд-во “Национальное образование”, 2012. – 228 с. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе)” на стр. 246 требуется выписать словосочетания со связью примыкание. В тексте есть предложение: “(19) Понятна слава Макаренко с его колонией. Однако в ответе словосочетание “его колонией” не значится. На письмо одного из участников Форума с указанием на эту ошибку (см. ссылку) ФИПИ прислал овтет, в котором уверяет, что ошибки нет, поскольку “для обозначения принадлежности третьему лицу в роли притяжательных местоимений употребляются формы родительного падежа личных местоимений третьего лица: его, её, их. (См. об этом, например: Валгина Н.С., Розенталь Д,Э., Фомина М.И. Современный русский язык / под. ред. Н.С. Валгиной. – М.: Логос, 2002. – С. 223.). Таким образом, в словосочетании его колонией установлено управление”, – говорится в ответе ФИПИ. Однако в том же пособии в подобных словосочетаниях в вариантах задания В2 необходимо найти именно притяжательное местоимение (а не форму личного), и они благополучно фигурируют в правильных ответах.

Вполне возможно, что выпускники не столкнутся с необходимостью определения типа связи в словосочетаниях типа “его плащ”. В ответе еще одному участнику Форума ФИПИ заверил: “В задании В3 контрольных измерительных материалов, требующем определения типа подчинительной связи, словосочетания, в состав которых входят притяжательные местоимения третьего лица, в качестве материала для анализа не предлагаются” (см. ссылку). Однако полной гарантии выполнения этого обещания нет (ФИПИ слишком сложная структура, а единые протоколы ограничений при составлении КИМов отсутствуют). От пользователей сайта известно, что слово ЕГО фигурировало в текстах, предложенных для анализа на реальном ЕГЭ 2012 года (хотя и не в притяжательном значении). При анализе таких словосочетаний я рекомендую следовать следующей формуле:

1. ЕГО САМОГО – согласование (ср. им самим, ему самому и пр.). ЕГО – Р.П. личного местоимения ОН.
2. ПОЗВАЛ ЕГО – управление. ЕГО не изменяется при изменение главного слова (глагола). ЕГО – В.П. личного местоимения ОН.
3. ЕГО ПЛАЩ – примыкание(!), независимого от того, как его трактовать: (а) неизменяемое притяжательное местоимение 3 лица, или (б) неизменяемая форма личного местоимения.

Тем не менее, судя по письму ФИПИ, есть риск , что вариант (3) может быть использован на ЕГЭ и как управление. Поэтому сайт Rus-exam снимает с себя ответственность в этом вопросе. За дальнейшими разъяснениями просьба обращаться в ФИПИ.

Согласование

При согласовании зависимое слово УПОДОБЛЯЕТСЯ главному в формах РОДА, ЧИСЛА и ПАДЕЖА. Оба слова согласованно меняют форму при склонении. Главное слово – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Зависимое слово – прилагательное, местоимение, причастие, порядковое числительное.

Большое число ошибок связано с тем, что люди путают согласование с управлением. В обоих типах связи происходит согласование по форме между главным и зависимым словом. Но отличить их очень просто. Если при изменении главного слова меняется и форма зависимого слова, то это согласование (новый костюм, новыми костюмами), если нет – управление (вынести из класса, вынесут из класса).

Полное уподобление зависимого слова по всем трем признакам (род+число+падеж) не обязательно. Возможно также уподобление только по числу+падежу, либо только по падежу.

Управление

Главное слово требует от зависимого слова определенную падежную форму (с предлогом или без него). Зависимое слово – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТОИМЕНИЕ в косвенном падеже (т.е. кроме И.П и В.П.). Главным может быть знаменательное слово любой части речи: глагол (верил в чудо), существительное (вера в чудо), причастие (написанный карандашом), деепричастие (рисуя кистью).

Не забывайте ставить вопрос от главного слова к зависимому. Иначе можно ошибиться с типом связи. Написанный карандашом – управление (главное слово написанный, вопрос чем?), написанный портрет – согласование (главное слово портрет, вопрос какой?, оба слова согласованно меняют форму: о написанном портрете).

Как уже сказано, при изменении главного слова, зависимое слово остается в прежней форме: верил в чудо, верят в чудо.

Осторожно, провокация!

Еще один признак упрвления – НАЛИЧИЕ ПРЕДЛОГА. Но не спешите признавать связь управлением, как только вы увидели предлог. В примере вверху страницы (Вариант 2) “в те дни” – это, конечно же, не управление, а согласование. Чтобы в этом убедиться, достаточно изменить форму главного слова “дни”: о тех днях. Зависимое слово тоже изменилось, а вместе с ним и предлог. Дни – это главное слово, а предлог служит не для связи между словами “те” и “дни”, а для связи главного слова “дни” с остальным текстом. Именно поэтому необходимо рассматривать словосочетание в контексте (пример взят из Демо-версии 2012 года).

На самом деле, использование предлога в этом словосочетании некорректно, поскольку предлог к этому словосочетанию не относится! По сути это провокация со стороны составителей задания (ФИПИ): они коварно толкают вас по ложному следу, чтобы вы вместо согласования выбрали управление. На мой взгляд, это совершенно недопустимо, поскольку в формулировке вопроса ясно сказано: “Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ”. Между тем, словосочтанием здесь являются только два слова “те дни” без предлога. Однако, помните, что по заданиям второй группы (В) нельзя подать апелляцию. Бодаться с кровожадным осьминогом ФИПИ бесполезно. Поэтому будьте готовы к подобным провокациям.

Падежное примыкание – это что?

Серьезную проблему на экзамене представляет так называемое падежное примыкание. Этот вопрос не раскрывается в школьных учебниках, а в академических источниках разные точки зрения представлены либерально, то есть без объяснения того, какая из них верная.

Как вы расцените, например, такие словосочетания, как прийти к вечеру, ложка из дерева, город на Волге, серый в клеточку, крышка чайника, первый в шеренге (примеры взяты из академической Грамматики-80, §1728)? Вы можете рассудить так: главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже. Ведь нельзя, например, сказать крышка чайником. Значит это управление. А может примыкание? Нет, скажете вы: в примыкании зависимое слово неизменяемое. А здесь изменяемое, например, чайника/чайнику…

Рассуждение хорошее, но… неправильное: все это примыкание! Не будем здесь углубляться в причины (это предмет заумных научных споров). Просто осознайте “две большие разницы”: ударить чайником – управление, крышка чайника – примыкание. Во всяком случае, такая трактовка считается более современной. Отличие в том, что во втором словосочетании зависимое слово представлено падежной формой имени в определительном или обстоятельственном значении. Зависимые слова данном контексте можно считать неизменяемыми. Еще раз осознайте, что “неизменяемое слово” – это не то же самое, что “неизменяемая часть речи” (см. описание примыкания).

Повторюсь, что однозначной трактовки падежного примыкания не существует, поскольку для ЕГЭ по русскому пока не создана теоретическая база. В пособии ФИПИ под. ред. Бисерова (Задание В3. Пошаговая подготовка) этот вопрос не рассматривается. Методических пояснений самого ФИПИ на эту тему нет. Поэтому принимайте решение на свой страх и риск. Посоветуйтесь с учителем или репетитором. Возможны осложнения.

С альтернативным мнением по этому вопросу члена Экспертного совета портала Rus-exam.ru Таисии Ивановны Максимович вы можете ознакомиться на Форуме (см. пост “Не пугайте детей”).

Как искать словосочетание в тексте

Есть два разумных способа. Мне больше нравится первый, но это дело вкуса.

01Последовательно находим все сочетания слов по смыслу. При этом обращаем внимание на то, что слова совсем не обязательно расположены в предложении рядом! Отсекаем всё, что не является словосочетанием (см. 5 пунктов). Выбираем нужное словосочетание, не забывая про предлоги и возможные составные формы – все это тоже включаем в ответ.

02Находим подлежащее и сказуемое (если предложение сложное, то отдельно анализируем все части). Затем последовательно рассматриваем второстепенные члены, имеющие отношение к подлежащему. Ту же операцию производим с составом сказуемого.

Принципиальной разницы между двумя способами анализа нет. Важно не пропустить возможные словосочетания: надо для каждого слово найти все его “валентности”: одно и то же слово может выступать в нескольких словосочетаниях с разным типом подчинительной связи.

Как записывать ответ?

Если требуется определить тип связи для конкретного словосочетания, то понятно, как записывать ответ. Если же надо найти словосочетание с определенным типом связи, то встает три вопроса: 1) записывать с пробелами или без, 2) записывать ли предлог, 3) в каком порядке писать слова.

1) Пробелы делать не надо! То есть, если надо записать словосочетание “старая книга”, то надо писать СТАРАЯКНИГА.

2) Можно писать с предлогом, можно без него. 3) И в любом порядке. Например словосочетание “в том смысле” можно записать тремя способами: ВТОМСМЫСЛЕ / ТОМСМЫСЛЕ / СМЫСЛЕТОМ.

На самом деле, вопрос о необходимости записи предлогов, нигде не освещается. В частности, вызывает сомнения, надо ли записывать предлоги, которые при согласовании определяют форму главного слова, но не служат для связи главного и зависимого слова (все тот же пример “в те дни”, например). В методических письмах и пособиях, одобренных ФИПИ об этом ничего не сказано. Однако анализ предлагаемых правильных ответов в тренировочных заданиях показывает, что лучше предлоги записывать. Скорее всего, вам зачтут и вариант без предлога (крутомберегу вместо накрутомберегу), но лучше не рисковать – записывайте с предлогом.

Учимся на чужих ошибках

Омонимия частей речи

Анализ результатов ЕГЭ прошлых лет показал, что многих сбивает с панталыку омонимия частей речи, о которой мы говорили при разборе задания В2. Как мы выяснили, в словосочетании должны обязательно участвовать два самостоятельных слова. Но служебные слова в определенном контексте “превращаются в знаменательные”: частицы, союзы, междометия и предлоги вдруг становятся знаменательными словами: местоимениями или наречиями. А они уже являются компонентами словосочетаний.

Проверьте себя. Из четырех предложений найдите словосочетания со словом “точно” и определите тип связи (пример рассматривался при разборе здания В2): (1)”Мычит, точно белены объелся”, – союз. (2)”Точно попал в цель”, – наречие. (3)”Попадание было точно”*, – краткое прил. (4)”Ну да, точно!” – частица). … Ответ.

*Спасибо члену Экспертного совета сайта Татьяне Межиной за устранение ошибки в этом абзаце. Также вы можете ознакомиться с ее мнением о составных именных сказуемых (типа “было точно”). См. ссылку на Форуме»

Не забывайте, что слово что может быть знаменательным (местоимение или наречие) или служебным (союз или частица). Вспомнили? Тогда найдите словосочетание со связью управление: Что ищет он в стране далекой? … Ответ. А теперь согласование. … Ответ. А есть там еще словосочетания, и какой у них тип связи? … Ответ.

К СВЕДЕНИЮ

В ЕГЭ прошлых лет экзаменуемые чаще всего делали ошибки в таких случаях:

  • зависимое слово – относительное местоимение в форме П.П., местоименное наречие;
  • не различение омонимии самостоятельных и служебных частей речи, (чаще всего путают союз что и союзное слово, выраженное относительным местоимением что).
Средний уровень правильного выполнения задания В3 – 55%.
Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →