14.07.2020

Два сочинения. Разбор по критериям.

Разбор сочинения по тексту К.Г. Паустовского

Сочинение 1

Комментарий учителя

Возможные баллы

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен… Вступление подготавливает формулировку проблемы.

Учитывается в критерии К5

На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное – одинокую старость. Проблема сформулирована точно и оригинально, следует отметить также интересный ассоциативный ряд в предложенной учеником формулировке.

К1 – 1

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», – как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами. Комментарий: не указан тип проблемы (нравственная), однако косвенно о типе проблемы сказано в ее формулировке. Показано, под каким углом писатель рассматривает проблему. Сделан грамотный и уместный анализ средств художественной выразительности. Однако допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста: “Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери”.

К2 – 1

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине. Отражение позиции автора исходного текста: позиция автора сформулирована достаточно убедительно и (что важно!) точно по сформулированной проблеме.

К3 – 1

Я не соглашусь лишь с отождествлением Катерины Ивановны с идеалом, потому что проблема непонимания между поколениями вечна, и если каждую забытую мать называть идеалом, то идеалов будет слишком много. Нечетко и с нарушением логики высказывания заявлена собственная позиция. Собственное мнение высказано не вполне корректно, что отражено в критерии К11.
И потом, родители часто воспринимают даже уже выросших отпрысков как маленьких детей, которые всегда должны быть при них, забывая о том, что они сформировавшиеся личности, которым нужно строить собственную жизнь. Примеры этому – Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье. Неудачен переход к аргументации собственного мнения.
Хочется также добавить, что часто родители пеняют на нашу нечуткость, но забывают о том, что сами в молодости порой были невнимательными к старшим, чересчур независимыми. Я ни в коем случае не проповедую нашу полную независимость и свободу от старшего поколения, которые, несомненно, причиняют ему боль. Мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты. Но и им, так часто говорящим о своих мудрости и опыте, следует научиться понимать нас. Аргумент продолжает рассуждение, начатое в предыдущем абзаце, что позволяет считать приведенные аргументы за 1. Кроме того, аргумент не подтверждает, а опровергает авторскую позицию.

К4 – 1

Заключение, выделенное в самостоятельный абзац, отсутствует, при этом работа экзаменуемого характеризуется достаточной смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка.

К5 – 1

Точность и выразительность речи. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм.

К6 – 2

Орфографических ошибок нет.

К7 – 2

Пунктуационных ошибок нет.

К8 – 2

Примеры этому – Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье. Допущена 1 грамматическая ошибка – неправильный выбор предлога: с благими намерениями, из благих побуждений.

К9 – 1

Речевых ошибок нет.

К10 – 2

Если каждую забытую мать называть идеалом, то идеалов будет слишком много. Допущены этические ошибки (1 и более).

К11 – 0

Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье. Допущена 1 фактическая ошибка в фоновом материале.

К12 – 0

Итог: 14

Разбор сочинения по тексту К.Г. Паустовского

Сочинение 2

Комментарий учителя

Возможные баллы

Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста – в силу своей молодости – вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще. Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы. Вступление вводит в ситуацию, подготавливает формулировку проблемы, однако слишком велико по объему.

Учитывается в критерии К5

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям. Проблема сформулирована четко, но с нарушением речевых норм: делает главной проблему. Предпочтительнее: ставит (проблему), затрагивает, сосредотачивает наше внимание и т. п. В рамках формулировки проблемы частично заявлена также авторская позиция, то есть допущена 1 логическая ошибка.

К1 – 1

Учитывается в критерии 5

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз». Комментарий: в качестве комментария дан простой пересказ текста.

К2 – 0

Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, – перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!». Отражение позиции автора исходного текста: сформулирована не позиция автора, а авторское отношение к героине.

К3 – 0

Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Четко заявлена собственная позиция, однако сочетание “эту проблему” следовало бы конкретизировать.
Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь. Приведен не аргумент, а пример.

К4 – 1

С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми. Нет перехода от первого ко второму аргументу. Вместо аргумента приведен пример.
В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…». Заключение логически вытекает из сочинения.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка.

К5 – 1

Точность и выразительность речи. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.

К6 – 1

Орфографических ошибок нет.

К7 – 2

Пунктуационных ошибок нет.

К8 – 2

Катерине Ивановне так одиноко, что она попросит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз». Допущена 1 грамматическая ошибка: нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

К9 – 1

Автор делает главной проблему одинокой старости. Допущено не более 1 речевой ошибки.

К10 – 2

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К11 – 1

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

К12 – 1

Итог: 13

Иванова Клавдия Ильинична
учитель-словесник
ГОУ СОШ № 1307 ЗАО города Москвы
http://lehrerin.siteedit.ru