14.07.2020

В России проходят акции протеста против перевода школ на коммерческие рельсы

RUS-EXAM.RU – 23 апреля 2012. С 21 по 25 апреля в 20-ти городах России проходят массовые акции против введения в действие Федерального Закона №83, который частично переводит бюджетные учреждения, включая школы, на коммерческую основу.

Закон ФЗ №83 в полном объеме вступит в силу с 1 июля 2012 года. Бюджетные организации, включая детские сады, школы, музеи и библиотеки должны перейти на частичное или полное самофинансирование. Противники закона опасаются, что все заботы школьных администраций будут отныне сконцентрированы не на качественном образовании, а на привлечении финансирования. Закон переводит школы на субсидирование, которое будет осуществляться в рамках госзаказа. Между тем, сама система госзаказа в последние годы подвергалась ожесточенной критике из-за ее неэффективности и высокой “взяткоемкости”.

Особые опасения у многих вызывает ситуация, когда школы должны зарабатывать, предоставляя платные услуги. Это может нанести удар по бесплатным кружкам и привести к навязыванию образовательных услуг ученикам, в том числе под предлогам добровольно-принудительных курсов подготовки к ЕГЭ.

Собственники частных компаний отныне получат возможность становиться учредителями бюджетных организаций и влиять на их финансовую деятельность. При этом не исключены рейдерские захваты с целью прибрать к рукам недвижимость с помощью подкупа директоров школ. Эта технология в России была хорошо отработана в 1990-х еще на детских садах, а позже – на объектах торговли, бывших НИИ и промышленных предприятиях. Рейдерство опирается на хорошо налаженные коррупционные связи в судах, нотариальных конторах, службе судебных приставов, Росрегистрации и других госорганах.

Образовательные учреждения вскоре могут столкнуться с риском банкротства (естественного или “искусственного”), если они, например, не смогут выплатить коммерческий кредит, взятый на развитие. В ходе банкротства бюджетное учреждение может быть перепрофилировано.

По мнению экспертов, в наибольшей степени от нововведений пострадают сельские школы и учреждения дошкольного и школьного образования, расположенные в депрессивных регионах и городских районах. Новая система может привести к усилению начавшегося разделения школ на престижные и непрестижные и к масштабному перераспределению учительских кадров.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования “Учитель” Андрей Демидов:

У школ нет такого имущества, которое можно было бы сдавать в аренду. Если они сдают в аренду, значит они отнимают у детей. Поэтому будет уменьшаться бесплатная составляющая и увеличиваться платная. Из воздуха ничего не возьмется. И мы боимся, что как только частный капитал придет в сферу образования, он займется извлечением прибыли. А сфера образования должна не этому служить. Большинства школ это пока не коснулось. За закон выступают руководители престижных школ, на услуги которых есть спрос. Они имеют шансы заработать. Допускаю, что за закон те директора, которые уже думают о том, как они приватизируют школу, потому что это серьезный имущественный комплекс — участок земли и так далее. Но есть те, кто против. Это не только директора школ, но и директора больниц, домов творчества и так далее. Они опасаются, что при новом порядке они будут заниматься не творчеством или лечением, а лишь думать о том, как бы заработать денег.

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →