19.09.2020

В5. В поисках “осложнений”.

В настоящее время такого задания в ЕГЭ нет.

“Зачем надо искать осложнения?” – спросите вы. Ведь их, вроде бы, надо остерегаться. Как ни странно, осложнения бывают не только у людей после гриппа, но и у простого предложения после добавления к нему однородных или обособленных членов. Вот их-то мы и будем искать в тексте. Предложение может быть осложнено по-разному: распространенным определением, обособленным обстоятельством, обращением и многим другим. Если вы хорошо понимаете суть всех этих терминов, то найти нужное звено в цепочке довольно легко. А ещё полезно будет держать в памяти по одному примеру каждого “осложнения”. Серьезный синтаксический анализ в задании В5, к счастью, не требуется.

На этой странице: План подготовки“Осложнители”Схема анализа

Пример

Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. 4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. 9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

План подготовки

Объект анализа

Простые предложения, имеющие осложняющие члены, – тема довольно сложная, но, к счастью, основные сложности касаются расстановки знаков препинания. Поскольку у нас имеется готовый текст, то знаки препинания уже благополучно расставлены. На практике задание сводится к выбору в тексте предложений с однородными членами или обособленными оборотами. “Осложнителями” также бывают вводные слова, прямая речь и обращения, но всё это искать слишком просто, так что про них вас едва ли спросят коварные составители КИМов.

Термин “осложненное простое предложение” сам по себе весьма причудлив. Я даже осмелюсь сказать, что это оксюморон (типа “живой труп” или “мертвые души”). Для нас важно, что это предложение простое, то есть оно имеет одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое, либо только подлежащее или только сказуемое). При этом в задании, как правило, слово “простое” отсутствует. Но вы должны понимать, что анализируете именно простое предложение (которое может быть и в составе сложного). Это важно понимать. Например, в редких случаях от вашего решения, является ли предложение сложным или простым, может зависеть правильность ответа. Об этом мы еще поговорим, когда дойдем до однородных сказуемых.

Самое интересное, что слово “осложненное” в задании тоже отсутствует. Но то, что вам предлагают искать в тексте – это и есть одна из разновидностей такого осложнения.

Прежде чем разбирать по отдельности эти разновидности, хочу обратить ваше внимание на ключевые слова, которые могут встретиться в задании. Часто эти слова сочетаются в одном “многоэтажном” термине, типа “обособленное распространённое согласованное определение”. При виде такой терминологической “высотки” у неподготовленного выпускника на ЕГЭ может снести башню до самого фундамента. Так что лучше подготовимся заранее.

Ключевые слова:

  • Обособленный/необособленный. Обособленный – это значит выделенный или “окруженный” знаками препинания – запятыми или тире. Если обособленный элемент находится в середине предложения, то он выделяется с обеих сторон, если в начале или в конце предложения, – с одной стороны. Что такое необособленный, думаю, понятно. Обособленными могут быть: обстоятельства, сравнительные обороты, дополнения и определения (включая такую их разновидность, как приложения). Также обособляются обращения и вводные конструкции, но это уже “из другой оперы”, поскольку они не являются членами предложения.
  • Распространённый/нераспространённый. Распространённый осложняющий член предложения состоит из нескольких слов, при этом “дополнительные” слова являются зависимыми. Нераспространенный – только одно слово.
  • Согласованный/несогласованный. Согласованный элемент стоит в форме, которая сочетается с другим словом в предложении (например, они могут быть согласованы в падеже, числе, роде и т.д.). Несогласованный – либо вообще не может менять форму (как наречие), либо не требует согласования с другим словом в предложении.
  • Однородный/неоднородный. Однородные осложняющие члены относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. А НЕоднородные члены последовательно поясняют друг друга, между ними нельзя поставить союз и. Например: “Большой деревянный стол”, – неоднородные определения. На письме между такими словами не ставится запятая.

Разумеется, вы должны знать, какие бывают члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства…) и части речи. Это, надеюсь, напоминать не надо. А если надо, то вы не по адресу: этот портал не для двоечников. Немедленно покиньте сайт и без родителей не возвращайтесь.

Осложняющие члены предложения

Обособленные распространённые согласованные (или несогласованные) определения

Милый термин, не правда ли? И это одна из самых частых формулировок задания. Определение – это то, что принято подчеркивать волнистой чертой. Да, я знаю, я мастер научных определений:) Ну ладно, добавлю, что определение отвечает на вопрос какой/чей, обозначая признак. “Толстый кот спал на шкафу”. Кстати, не забывайте, что определение – это совсем не обязательно прилагательное или причастие. Например, оно может быть порядковым числительным(пятый вагон) местоимением (своя игра), существительным (“Бей, вей, проруха судьба”). Правда, существительное в роли определения – это особая его разновидность, называемая приложением. А о приложениях мы еще поговорим отдельно.

Теперь возвращаемся нашим баранам, то есть к описанным ключевым словам, и начинаем искать не просто определение, а распространенное (имеющее зависимое слово или несколько таких слов). Это должна быть единая смысловая конструкция, отвечающая все на те же вопросы (какой/чей?). Ну и напоследок остается убедиться, что найденная конструкция является согласованной и выделена знаками препинания – скорее всего, запятыми.

Рассмотрим предложение: “Толстый кот, с большим пятном на боку, спал на шкафу”. Скажите, пожалуйста, какой кот? “С пятном на боку”. Именно это и есть определение. Слово большим – тоже определение, но другое, потому что оно уже относится не к коту, а к пятну. Правда, такие определения часто при разборе приводят как одно целое. Но это сейчас не важно. Теперь думаем дальше: “С пятном на боку”, – это определение? Да? Распространенное? Вполне. Обособленное. А то! Согласованное? Вот тут загвоздочка вышла – оно НЕсогласованное. Кот – в именительном падеже, “с пятном” – в творительном. Это согласование не по форме, а по смыслу. Вот если вас попросят найти НЕсогласованное определение, то это будет находкой.

А теперь попробуйте найти обособленное распространённое НЕсогласованное определение в примере вверху страницы. Назовите номер предложения и укажите, что является определением. Ответ (навести грызуна). По поводу состава слов этого определения можно спорить, но вас об этом в задании не спросят – нужно просто указать номер(а).

Теперь вы без труда найдете СОГЛАСОВАННОЕ распространённое обособленное определение (что и требуется в этом задании). Конечно, же это предложение (8). Определение: “…, весь проткнутый карандашом, …” Слово проткнутый определяет слово листок, с которым оно согласовано в роде, числе и падеже. А распространённость и обособленность этого члена предложения, думаю, очевидны.

Алгоритм

Знаю, знаю, вы хотите алгоритм, будь он не ладен. Вот вам алгоритм: ищем определения, ставя вопрос какой/чей? Затем оцениваем определение по нашим ключевым переменным. Вот и весь алгоритм.

И еще одно замечание на тему определений. Некоторые приходят в такой ступор от четырёхэтажного термина, что дочитав его до последнего слова, уже успевают забыть первое. Прежде, чем начинать поиск, уложите себе в голову дефиницию как единое целое. Лучший способ – вспомнить пример.

Пример для запоминания:

  • согласованное – “весь проткнутый карандашом” / НЕсогласованное: “с пятном на боку”.

Обособленные приложения

Как я уже сказал, приложение – это разновидность определения. Оно имеет значение уточнения и отвечает на вопрос “какой?” (хотя надо изловчиться, чтобы его поставить). Приложение может иметь ту же форму, что определяемое слово (старуха мать), или быть связанным с ним примыканием (на сайте Rus-Exam.ru, об острове Крит).

Приложения бывают распространёнными. Чего доброго, попросят их найти в тексте. Пример: “Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого”. Кстати, если бы это предложение звучало так: “Память – это бич несчастных, который оживляет даже камни прошлого”, – то никакого приложения там бы уже не было.

Обособленные приложения выделены знаками препинания. Надеюсь, не надо говорить, что дефис знаком препинания не является, поэтому родина-мать к этой категории не относится. Вы ведь знаете разницу между дефисом и тире? Нет, я серьезно, некоторые не в курсе. Пример обособленного приложения: “Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов”. Если текст имеется и до, и после приложения, оно может быть выделено тире с двух сторон: “Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы”. Вопрос расстановки знаков препинания – это отдельная песня. Но в данном случае об этом можно не переживать: тире и запятые за вас уже расставили, осталось их только найти.

Если определение (в том числе, приложение) стоит не в начале предложения, то для усиления оно выделяется не запятой, а тире. “Время – лучший целитель – залечивает любые душевные раны”.

Если в задании необходимо найти НЕобособленные приложения (или определения), то это могут быть:

  • Приложения с союзом как в значении “в качестве”: “Он как опытный политик сумел легко уйти от острого вопроса”. Обратите внимание, что именно при таком значении перед как не ставится запятая!
  • Приложения (а также согласованные определения), стоящие перед определяемым словом, если это не личное местоимение: “Председатель совета директоров Тарас Задвигайло на сорок минут опоздал на брифинг из-за приступа подагры” (приложение перед определяемым словом). “Упавший рекламный щит второй день лежал поперек федеральной трассы” (согласованное определение перед определяемым словом “рекламный щит”). Но если вместо существительного стоит личное местоимение, надо ставить запятую: “Дрожащий от волнения, он открыл заветный ларец”. Если определение стоит после определяемого слова, то оно также должно быть обособлено: “Тарас Задвигайло, председатель совета директоров, на сорок минут опоздал…” “Рекламный щит, упавший во время урагана, второй день лежал…”

Однородные определения

Пожалуйста, не путайте термин “распространённый” с термином “однородный”. Однородные определения тоже состоят из нескольких слов, но они относятся к одному и тому же слову, не являются единым смысловым целым, не дополняют друг друга, независимы друг от друга. Однородными являются определения, называющие признаки одного и того же предмета (“На гвозде висела мокрая, изодранная шинель”) или перечисляющие разные виды объектов (“На прилавке лежали бумажные и флизелиновые обои”).

Чтобы убедиться, что вы это понимаете, найдите в нашем примере из демоверсии предложения с ОДНОРОДНЫМИ определениями. … Ответ.

Замечательно. А теперь кто-нибудь пойдет к доске и расскажет мне, почему он не выбрал в качестве однородного определения “редкие транзитные” (эшелоны) из предложения (4). … “Редкие транзитные” – это НЕоднородные определения, поскольку между ними нет запятой. А нет ее потому, что одно определение качественное (редкие), а другое относительное (транзитные). И между ними нельзя поставить союз и. То есть поставить можно, но получится ерунда: “редкие и транзитные эшелоны”. Это всё равно, что сказать “белая и вододисперсионная краска”.

Следующий вопрос посложнее. А почему вы не выбрали “своей-то, любимой-то” из предложения (5). Ведь там вопрос “какой?” и есть запятая. Значит однородные определения? … Ответ.

Думали это всё? Нет. Почему вы не назвали “первая фронтовая” (весточка) из предложения (6)? … Ответ.

Не обязательно, чтобы однородные определения представляли одну часть речи. Например, это может быть прилагательное с причастным оборотом (именно в таком порядке!): “На тарелке лежал жёлтый, крупно нарезанный помидор”.

Однородные определения могут стоять после определяемого слова: “Шарик был уже еле виден в небе – маленький, синий”.

Однородные члены

Помимо однородных определений (включая приложения), бывают и другие однородные члены предложения. Часто не уточняют, какие именно, а просто просят найти в тексте предложения с однородными членами. Это, пожалуй, самый простой вариант вопроса.

Напомню, что однородные члены предложения относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. В предложении они являются одними и теми же членами и связаны сочинительными союзами (белый и красный) или бессоюзной связью (белый, красный). Если ни союза, ни запятой между ними нет, то, как мы уже говорили, это НЕ однородные члены.

Однородные сказуемые

Однородными могут быть сказуемые. Здесь есть небольшая тонкость. Точнее, тонкость большая, но редкая. Если у подлежащего несколько сказуемых, то все понятно: “Судья встал и начал читать приговор”. “Встал” и “начал читать” – однородные сказуемые в простом предложении (то, что второе из них имеет составную форму, не лишает их однородности).

Но как быть, если сказуемых несколько, а подлежащего вообще нет? В этом случае нельзя считать, что сказуемые однородные, поскольку такие предложения в школьной традиции считаются сложными, состоящими из нескольких односоставных.

Позволю себе процитировать два интересных примера на эту тему из книги Е.Литневской: “Я обиделся и не захотел ему отвечать — простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми. Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать — сложное предложение”.

Обобщающие слова

На наличие однородных членов могут указывать расположенные перед ними обобщающие слова: “Все: хорьки, барсуки и даже одна мрачная чупакабра – пришли на террасу поживиться остатками салата оливье”.

Запомните:

  • Повторяющиеся слова НЕ являются однородными членами “Зимы ждала, ждала природа…”
  • Также нельзя считать однородными членами слова, которые включены в устойчивые фразеологические обороты и обозначают противоположные понятия. Узнать их просто: такие слова соединены повторяющимися союзами, между которыми НЕ ставится запятая. Например, “ни рыба ни мясо”.

Обособленные распространенные обстоятельства

Обстоятельства отвечают на множество вопросов: как, когда, где, и др. Чтобы их находить в тексте, имеет смысл повторить типы обстоятельств: времени, места, причины, образа действия, цели, меры, уступки (“Несмотря на недавнее поражение…”), условия. Нераспространенные обстоятельства бывают выражены деепричастиями, наречиями (“Она вчера звонила по скайпу”), инфинитивом (“Одноглазый Джо пришел в салун напиться”), фразеологическими оборотами (“Вера Павловна встала ни свет ни заря“).

Обособленные обстоятельства чаще всего бывают представлены деепричастиями или деепричастными оборотами, либо существительным с предлогом. “Граф подошел к камину, продолжая бормотать себе под нос какие-то проклятия”. “Несмотря на очередное поражение, тренер не терял самообладание”.

Обстоятельства времени и места обособляются на письме, если они дополняют существующее обстоятельство, имеют уточняющее значение и отвечют на вопросы типа что именно ?когда именно? и т.д. “Он прождал ее под часами очень долго, около часа (сколько именно?)”.

НЕраспространенное обособленное обстоятельство – это, как правило, одиночное деепричастие: “Хрюкая, поросенок промчался по двору”.

А теперь оцените обособленное обстоятельство в предложении: “Хрюкая и повизгивая, поросенок промчался по двору”. Является ли оно распространенным? … Ответ.

Теперь в предложении “Громко хрюкая, поросенок промчался по двору”. Распространенное обстоятельство, или нет? … Ответ.

Настала пора для комплексного теста. В примере из демоверсии найдите обособленные распространенные обстоятельства. Запишите номера предложений на лист бумаги, вложите его в конверт вместе с купюрой $20 и пришлите мне по электронной почте. … Ответ.

А почему я не выбрал предложения (5) и (8)? С предложением (8) все просто: “во всяком случае” – это, конечно, не обстоятельство, а обособленная вводная конструкция. С предложением (5) ответ не столь очевиден. “Проездом в действующую армию” – это обособленное обстоятельство или нет? А если да, то распространённое оно или нет? Если ответить положительно на оба эти вопроса, то это можно было бы считать распространенным обстоятельством времени. Но если подойти более формально, то это два обстоятельства (образа действия и места): “проездом + в действующую армию”. Второй элемент не обособлен. В любом случае, всю конструкцию тоже нельзя считать обособленной, в чём легко убедиться, если убрать слова “своей-то, любимой-то”. Запятая исчезнет: “…не черкнул проездом в действющую армию”. Так что запятая перед словом “проездом” мотивирована предшествующими однородными дополнениями.

Вводные конструкции etc.

Маловероятно, что в задании В5 спросят о вводных конструкциях, обращениях или прямой речи. Прямую речь слишком просто искать (по кавычкам), а вводные конструкции и обращения не вписываются в тему задания, поскольку они не являются членами предложения и не связаны ни с одним из его членов. И всё же, на всякий пожарный…

Вводные слова и конструкции выражают определенное отношение автора (или говорящего) к предмету сообщения: “К несчастью, люк был открыт”. Вводные конструкции выделяются запятыми. Если запятых нет, значит это не вводная конструкция. Например, не бывают вводными и НЕ обособляются такие слова: якобы, как будто, вряд ли, обычно.

В “Тотальном диктанте-2012” самой частой ошибкой оказалось то, что частицу “вроде бы” обособляли запятыми, приняв ее за вводное слово. Тема эта непростая, но, к счастью, в задании В5 вас не просят расставлять запятые. Кстати, “к счастью” – это вводное слово. “Кстати” – тоже:)

Обращение называет того, к кому обращена речь. Оно выражено словом в именительном падеже и выделяется на письме запятыми. “Спасибо вам,Товарищ Сталин, за наше счастливое детство!”

Схема анализа

  • Прочитав задание, в первую очередь, нужно понять, что от вас хотят, и обратить внимание на каждое ключевое слово в тексте. Можно попасть впросак из-за элементарной невнимательности. Например, пропустить слово “согласованное”.
  • Если в задании необходимо найти обособленные члены предложения, то сразу необходимо исключить все предложения, в которых нет никаких знаков препинания.
  • Отметить все предложения, в которых есть указанный в задании член предложения. Проверить, соответствует ли он указанным характеристикам: обособленность/распространенность/согласованность. При наличии нескольких членов в одном предложении, проверить, являются ли они однородными.
  • Выписать номер(а) предложения(й) в бланк. Если номеров несколько, они записываются через запятую без проблелов.

Дальше: В6

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →