14.07.2020

Алгоритмы к заданиям В1 и В3

Под словом “алгоритм” понимается последовательность логических операций, приводящих к определенному результату (в контексте ЕГЭ – к правильному выполнению задания). Это слово в отношении ЕГЭ по русскому языку стало очень популярным. Однако, лично мне не приходилось еще видеть ни одного настоящего алгоритма. Обычно термин “алгоритм” используется всуе. Например в цикле пособий по заданиям группы В под редакцией А.Бисерова и И.Масловой каждая книжка начинается со слов: “Предлагается следующий алгоритм…” Однако далее никакого алгоритма нет, а идет простой разбор примера, причем без объяснения причин выбора того или иного ответа. Так можно ли вообще составить алгоритм для каких-то заданий ЕГЭ?

На этой странице: Алгоритм №1 • Алгоритм №2


О чём спич?

В принципе, алгоритмы возможны. Правда они едва ли могут “накрыть” целое задание ЕГЭ. Язык – очень сложная система, поэтому некоторые вопросы просто нельзя решить с помощью простых логических операций.

Примером алгоритмического подхода может быть решение вопроса о написании Н или НН в прилагательных, образованных от существительных. Выглядит этот алгоритм примерно так:

Основа оканичивается на Н? ↓  
ДА = Пишется НН НЕТ → (2) Какой суффикс? 
  ОНН, ЕНН Исключение?  ИН, АН, ЯН Исключение? 
  ДА = Н / НЕТ = НН ДА = НН / НЕТ = Н

К сожалению, в отношении заданий ЕГЭ полноценный алогритм либо невозможен, либо он был бы слишком сложен для запоминания и практического применения. Кроме того, алогоритмический подход весьма опасен при подготовке к госэкзамену. Вместо того, чтобы понять логику выполнения задания, вы просто механически заучиваете некую последовательность операций. Достаточно допустить ошибку в одном звене, и весь результат насмарку.

И все же для некоторых вариантов задания алгоритм может оказаться полезным в качестве дополнительной проверки. Я попытался создать два алгоритма для заданий группы В:

  • Для В1 я выбрал тип задания, в котором нужно найти слово, образованное бессуффиксным способом. Это лучший вариант для составления алгоритма, поскольку выбор ограничен существительными, не имеющими суффикса (или имеющими нулевой суффикс). Это серьезно упрощает задачу (теорию см. в Онлайн-пособии: Задание В1). Алгоритм приводится только для той разновидности задания, в которой нужно найти слово(а) в тексте. Однако он применим в качестве элемента анализа и в том случае, если нужно определить способ словообразования для конкретного слова.
  • Для В3 я остановился на примыкании, поскольку при таком типе подчинительной связи одно из двух слов в словосочетании обязательно является неизменяемым или не способным к согласованию (теория – в Онлайн-пособии: Задание В3). Для составления этого алгоритма также использована разновидность задания с поиском словосочетания в тексте (другой вариант предполагает определения типа связи для конкретного словосочетания).

 

Алгоритм №1

Задание В1. Из текста выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Текст (это набор несвязанных предложений):

  1. Покос выдался сухой, сено убрали зелёное, пахучее.
  2. Взлёт прошёл без проблем.
  3. Теплоход сел на мель.
  4. Вторая смена не вышла на работу.
  5. Урожай погиб.
  6. Стол завален бумагами.
  7. Кругом глушь.
  8. От этих таблеток никакой пользы.
  9. Не забудь купить зелень.
  10. Эту роль сыграла Рина Зелёная.

Алгоритм:

1. Найдите в тексте все существительные (в том числе приставочные!), не имеющие суффикса или имеющие нулевой суффикс. При этом не обращайте внимания на наличие окончаний.

покос, взлёт, теплоход, мель, сено, смена, работу, глушь, таблеток, пользы, зелень, Рина, Зелёная

2. Выберите среди них те, которые образованы от глаголов или прилагательных и в которых преобладает, соответственно, значение действия или признака. Не включайте в список существительные, образованные с помощью сложения основ (типа пароход), также исключите субстантивированные прилагательные (существительные, которые в начальной форме являются копией прилагательных).

покос, взлёт, мель, смена, работу, глушь, зелень

3. Среди существительных с приставками оставьте только те, которые были образованы от приставочных глаголов или прилагательных. Остальные приставочные существительные исключите из списка.

покос, взлёт, мель, смена, работу, глушь, зелень (ничего не отсеялось)

4. Запишите оставшиеся слова в бланк ответа через запятую без пробелов.

ПОКОС,ВЗЛЁТ,МЕЛЬ,СМЕНА,РАБОТУ,ГЛУШЬ,ЗЕЛЕНЬ

Пояснения

Как видите, алгоритм очень простой, но это иллюзорная простота. Дело в том, что для выполнения необходимых шагов нужно знать морфемный состав каждого слова, а главное от чего они образованы. То есть сам алгоритм, только помогает ограничить сферу поиска, но не решает ключевой вопрос: как выглядит словообразовательная цепочка. А построение цепочки невозможно на основе алгоритма – это, увы, слишком сложная процедура.

Вот некоторые пояснения по поводу каждого слова:

  • ПОКОС. Цепочка выглядит так: кос-а > кос-и-ть > по-кос-и-ть > покос.
  • ВЗЛЁТ. лет-е-ть > вз-лететь > взлёт (черед. е-о).
  • МЕЛЬ. мелк-ий > мель (этого слова почему-то нет в словаре).
  • СМЕНА. мен-я-ть > с-мен-и-ть > смен-а.
  • РАБОТА. работ-а-ть > работ-а.
  • ГЛУШЬ. глух-ой > глушь (черед х-ш).
  • ЗЕЛЕНЬ. зелён-ый > зелень.

Основные сложности при выполнении алгоритма связаны со словами ПОЛЬЗЫ, СМЕНА, РАБОТА:

  • ПОЛЬЗЫ. Это слово было мной сразу отсеяно, поскольку словарь предлагает считать его непроизводным: польза > полезный (а не наоборот). Но при определении последовательности неизбежен элемент субъективности. Можно было бы легко предположить обратную связь: полезный > польза (мне лично он кажется более оправданным, поскольку значение признака в слове польза очень сильное). В таком случае это был бы бессуффиксный способ. В этом одна из главных ловушек такого типа заданий: направление связи бывает далеко не очевидно. И никакой алгоритм здесь не поможет. Подробнее об этом читайте здесь»
  • СМЕНА. Можно было бы вполне произвести это слово напрямую от слова менять. В этом случае слово смена отсеялось бы на третьем шаге алгоритма, и это был бы приставочный способ. Но авторы словаря почему-то считают, что слово смена образовалось от приставочного глагола совершенного вида с-менить. Знать словарь наизусть вы не можете, поэтому в подобном случае можно просто не угадать, от чего образовано слово.
  • РАБОТА. В современно языке слова работать и раб утратили смысловую связь. Поэтому слово работать считается непрозиводным. Если вы этого не знаете, то определите способ словообразования как суффиксальный (раб > раб-от-а, по типу зав-а-ть > зев-от-а). Это, опять же, субъективно. Кроме того, здесь надо понимать, что “а” в слове работ-а-ть – это суффикс, а в слове работ-а – окончание.

{loadposition content1}

 

Алгоритм №2

Задание В3. Из текста выпишите словосочетание, со связью примыкание.

Текст:

  1. Чацкий вовремя уехал.
  2. Анна Каренина снова спустилась в метро.
  3. Желающих залезть в фонтан было хоть отбавляй.
  4. Было ужасно весело, хотя вскоре всё это надоело, и народ начал нехотя расходиться.
  5. Дорога оказалось очень извилистой.
  6. Расколькников должен был ей сказать много важного.
  7. О многом хотелось просто забыть.
  8. Всё очень просто.
  9. Пассажиров на левом борту оказалось слишком много.
  10. Потребность рисовать уберегла его самого от депрессии.
  11. Его лошадь требовала овса.
  12. Спать хочется.
  13. Звони Сосо, лайкай Сосо.
  14. Это стиль модерн.
  15. Улики налицо.
  16. Архитектура модерна до сих пор актуальна.
  17. Если можешь, сделай лучше.
  18. Дети постарше носили брюки клёш.
  19. Они смотрели друг на друга, не моргая.
  20. Она замужем.
  21. Смелее жми на педаль.
  22. Умение побеждать – его главный козырь.
  23. Жизнь прожить – не поле перейти.

Алгоритм:

1. Выпишите все наречия, инфинитивы (неопределенная форма глагола), деепричастия, неизменяемые существительные и прилагательные, притяжательные местоимения 3-го лица (вопрос чей,чья,чьи?), прилагательные в простой сравнительной степени.

вовремя, снова, залезть, ужасно, весело, вскоре, нехотя, расходиться, очень, сказать, много, просто, забыть, очень, просто, слишком, много, просто (“Всё очень просто”), слишком, много, рисовать, его (“Его лошадь требовала овса”), спать, Сосо, Сосо, модерн, налицо, лучше, постарше, клёш, не моргая, замужем, смелее, побеждать, прожить, перейти.

2. Составьте словосочетания, в которых выбранные слова являются зависимыми. Не включайте в список сочетания подлежащего и сказуемого.

(1)вовремя уехал, (2)снова спустилась, (3)желающих залезть, (4)было весело*, (4)ужасно весело, (4)вскоре надоело, (4)нехотя расходиться, (5)очень извилистой, (6)сказать много, (7)хотелось забыть, (8)очень просто, (9)слишком много, (9) оказалось много*, (10)потребность рисовать, (11)его лошадь, (12)спать хочется, (13)звони Сосо, (13)лайкай Сосо, (14)стиль модерн, (17)сделай лучше, (18)дети постарше, (18)брюки клёш, (19)смотрели не моргая, (21) смелее жми, (22) умение побеждать.

*Член экспертного совета сайта Таисия Ивановна Максимович считает варианты “было весело” и “оказалось много” спорными. На ЕГЭ таких словосочетаний, скорее всего, не будет. См. обсуждение на Форуме»

3. Запишите оставшиеся словосочетания в бланк ответа через запятую без пробелов.

ВОВРЕМЯУЕХАЛ,СНОВАСПУСТИЛАСЬ,ЖЕЛАЮЩИХЗАЛЕЗТЬ,БЫЛОВЕСЕЛО… и т.д.

Пояснения

Сам алгоритм опять же выглядит очень просто. На за кадром остается необходимость правильно определять части речи, что само по себе является весьма сложной задачей. Также необходимо находить грамматическую основу предложения, поскольку сочетание подлежащего со сказуемым не считается словосочетанием. Подробнее см. в Онлайн-пособии: Задание В3.

Большое число примеров объясняется попыткой охватить максимальное число сложных моментов (на ЕГЭ обычно бывает лишь одно искомое словосочетание). Вот некоторые пояснения:

  • (3) Почему в этом предложении выбрано только желающих залезть, но не выбрано словосочетание залезть в фонтан? Потому что во втором случае инфинитив является главным словом, а не зависимым. Следовательно это управление.
  • (6) Много – это наречие. Почему мы взяли только сказать много, но не взяли много важного? (см. сноску*) Опять же, во втором случае много – главное слово, следовательно здесь мы имеем управление. Кстати, “много важного” – один из самых сложных вариантов задания В3, предложенных на ЕГЭ-2012. Подробный разбор этого словосочетания см. здесь»
  • (7) Слово просто в этом предложении изначально не было выбрано, поскольку это не наречие, а частица.
  • (8) Все просто не выбрано, поскольку это подлежащее и сказуемое (=всё является простым).
  • (10) Его в этом предложении не выбрано, поскольку в данном контексте это не притяжательное, а личное местоимение (уберегла его – управление).
  • (11) Его лошадь – примыкание, поскольку слово его в этом контексте – притяжательное местоимение.
  • (13) Хотя глагол звони диктует зависимому слову форму дательного падежа, но в данном случае у нас несклоняемое существительное Сосо (имя). Это примыкание, а не управление.
  • (14) Модерн в этом контексте – неизменямое прилагательное.
  • (15) Улики налицо не взяты в качестве ответа, поскольку это существительное и сказуемое.
  • (16) Слово модерна – субстантивировалось из прилагательного, то есть превратилось в изменяемое по падежам существительное. Поэтому здесь нет примыкания.
  • (20) Она замужем – это не словосочетание, а сочетание подлежащего и сказуемого (как бы странно это не звучало).
  • (22) Умение побеждать – примыкание, поскольку инфинитив является зависимым словом (несогласованное определение).
  • (23) Жизнь прожить и поле перейти – не примыкание, а управление (в обоих случаях инфинитив является главным словом, диктующим существительному винительный падеж).

Ограничений в практическом применении этого алгоритма не так много. В основном они связаны с риском неправильного определения части речи или лексико-грамматического разряда. Например, притяжательное местоимение его (его лошадь – примыкание) можно перепутать с личным местоимением (уберегла его – управление, его самого – согласование). Союз или краткое прилагательное можно спутать с наречием.

*Альтернативное мнение о фрагменте “сказать много важного” представлено на Форуме. Член экспертного совета сайта Татьяна Межина считает, что все эти три слова являются единым неделимым словосочетанием.

Обсуждение этой темы на Форуме см. по ссылке.

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →