Все сложные вопросы с ответами и объяснением.
После ЕГЭ любой нормальный человек хочет узнать, правильно ли он ответил. 31 мая 2012 г. после завершения ЕГЭ по русскому языку было весьма познавательно проанализировать запросы, по которым в этот день посетители приходили на сайт Rus-Exam.ru. Безусловным лидером оказался вопрос о типе связи в словосочетании “много важного” (см. отдельный пост на эту тему). Также популярными были запросы о том, что будет, если в задании В3 словосочетание было написано с пробелом или не была поставлена запятая. Многие интересовались, как будут оценивать сочинение, содержащее менее 150 слов. Что касается конкретных вариантов ЕГЭ-2012, то больше всего вопросов касались заданий В1 (способы словообразования) и В3 (типы связи в словосочетании).
Устроим небольшой “разбор полётов”. Он будет интересен тем, кто уже сдал ЕГЭ, и полезен тем, кому это радостное событие еще только предстоит через год. Преимущество этого списка в том, что он составлен на основе заданий реального ЕГЭ.
На этой странице: В1 • В3 • А1 • А2 • А3 • А4 • Технические вопросы
Наиболее сложные варианты помечены значком
В1. Способы словообразования
Автор | Ø (слово непроизводное) |
Безысходность | Суффиксальный (от “безысходный”). Этих слов нет в школьном словообразовательном словаре. |
![]() |
Суффиксальный. Цепочка: польза > бесполезный > бесполезно. |
Благополучие | Суффиксальный (от “благополучный”). |
Благополучно | Суффиксальный (от “благополучный”). |
![]() |
Приставочно-суффиксальный (от “верх”). Классический пример! |
Вечерний | Суффиксальный (от “вечер”). |
![]() |
Суффиксальный (от “восприн-я-ть”). Сложный вариант! Дополнительный процесс – усечение производящей основы (отсекается -н-). При этом добавляется суффикс -ти-, который не имеет отношения к инфинитивному суффиксу -ть производящего слова. Обратите внимание, что слово “воспринять” никак не связано с гнездом слова “принять” (у них разный смысл). Таким образом, нельзя было бы сказать, что “воспринять” образовано приставочным способом. Это слово непроизводное! |
Восхищение | Суффиксальный. Словать Тихонова почему-то производит это слово от “восхитить” (с чередованием т/щ), а не от “восхищать”. Эта парадигма не бесспорна, но в любом случае способ будет такой же. |
Выбор | Бессуффиксный (от “выбр-а-ть”). Дополнительно появилась беглая буква “о” в основе. Само слово “выбрать” образовано приставочным способом от слова “брать”. Цепочка выглядит так: брать > выбрать > выбор. Хотя вполне можно было бы счесть слово “выбрать” непроизводным, поскольку его смысловая связь с глаголом “выбрать” довольно сомнительна. |
Двойка | Суффиксальный. Цепочка: два > двое (двоj-э) > двойка (двоj-к-а). |
Запоминания | Суффиксальный (от “запоминать”). |
Запоминая | Суффиксальный (от “запоминать”). |
Иначе | Ø (слово непроизводное). |
Искоса | Приставочно-суффиксальный: кос(ой) > ис-кос-а. “а” – это не окончание, а суффикс. |
Любить-то | Ø (слово непроизводное). “-то” игнорируем. |
![]() |
Суффиксальный. Достаточно каверзное слово. В исходном слове молч-а-ть тоже есть суффикс -а- (как и в слове молч-а), но это другой суффикс! |
Невозможна | Приставочный. “невозможна” – краткая форма прил. “невозможный”. Исходное слово “возможный”. |
![]() |
Без контекста определить нельзя. Если это наречие, то суффиксальный. невозможный > невозможн-о. Если же это краткое прил., определяющее сущ. ср. рода, то способ приставочный: невозможный > возможный. |
Нельзя | Ø (слово непроизводное). |
Нечего | Приставочный. “Чего” – это форма слова “что”, образованная НЕморфологическим способом (от другой основы). Это так называемая супплетивная форма. Поэтому к начальной форме приводить не нужно. чего > нечего. |
Никто | Приставочный. |
Нисколько | Приставочный. |
Обещание | Суффиксальный. |
![]() |
Приставочно-суффиксальный. Исходное слово “нагой”, а не “нажить” (другой смысл). |
![]() |
Однозначно ответить нельзя, поскольку в словарях имеются разночтения, а на какой словарь ориентируются составители тестов ЕГЭ неизвестно. Например, словарь Кузнецова дает такое морфменое деление: об-сто-я-тель-ств(о) (приставка и три суффикса). При этом, вероятно, предполагается связь со словом “стоять” и приставочно-суффиксальный способ образования. Однако, эта теория весьма сомнительна. Скорее всего, слово следует расценивать как непроизводное (корень “обстоятельств”, согласно словарю Тихонова). В школьном словообразовательном словаре слово “обстоятельство” отсутствует. |
![]() |
Суффиксальный. Один > одн-а-жды (выпадение беглой гласной в корне плюс два суффикса). |
Одновременно | Суффиксальный (от “одновременный”). |
Онлайн | Слово заимствованное и непроизводное. |
Оскорбительный | Суффиксальный. |
Ответственность | Суффиксальный. |
![]() |
Суффиксальный. Чрезвычайно сложный вариант. Слово “отношение” не следует связывать с гнездом слова “носить” (хотя это не очевидно). Цепочка такая: отнестись > относиться > отношение (черед. с-ш). |
Ощущение | Суффиксальный. |
Пассивность | Суффиксальный. |
Поблизости | Приставочно-суффиксальный. От “близкий”. |
По-видимому | Приставочно-суффиксальный. От “видимый”. |
Подбородок | Приставочно-суффиксальный. |
Поддержка | Суффиксальный (от “поддержать”). |
Подробность | Суффиксальный. |
![]() |
Приставочный (от “стричь”). |
По-особенному | Приставочно-суффиксальный. |
Послушал | Приставочный (суффикс -л- формообразующий). |
![]() |
Непроизводное. Нет смысловой связи со словом “чему” (супплетивная форма Д.П. от мест. “что”). |
Появилась | Приставочный. Явить > явиться > появиться. |
Предвидение | Суффиксальный. |
Предчувствие | Суффиксальный (от “предчувствовать”). |
![]() |
Ø. Форма слова “прийтись” (образована от другой основы, это называется “супплетивизм”). “Придется” не связано со словом “идет” (формой глагола “ходить”). |
Приехал | Приставочный (анализируем начальную форму “приехать”). |
Протяжно | Суффиксальный, если это наречие (нужен контекст). |
![]() |
Суффиксальный. Чрезвычайно трудное слово. Мало кто догадается, что слово “радость” проистекает от слова “рад”. |
Раскаяние | Суффиксальный (от “раскаяться”). |
Родить | Ø (слово непроизводное). Слово “род” происходит от глагола “родить”, а не наоборот. |
Своеобразный | Ø (слово образовано неморфологическим способом – сложение основ). Между тем, слова “своеобразие”, “своеобразно” образованы суффиксальным способом от “своеобразный”. |
Сочувствие | Суффиксальный. |
Сочувствуем | Приставочный. |
Угроза | Бессуффиксный (черед. з-ж) от “угрожать”. |
Экзамен | Ø (слово непроизводное). |
В3. Типы подчинительной связи
В неё завёрнуто | Управление. |
В те дни. | Согласование (ср. “о тех днях”). |
![]() |
Согласование. Не путать: “его машина” – примыкание, “вижу его” – управление. Детали: форум. |
Ещё далеко | Примыкание. |
Ещё тяжелее | Примыкание. |
Заметил его | Управление. |
Который остается | Согласование (ср. “которые остаются”) |
Мне нравится | Управление. |
![]() |
Управление. Разбор: блог (“Много важного” – какой тип связи? Самый крутой вопрос ЕГЭ-2012») |
Много возможного | Управление. |
Много времени | Управление. |
Много всего | Управление. |
Намного меньше | Примыкание. |
Нанесен внезапно | Примыкание. |
Не там ищет | Примыкание. |
Однажды приходил | Примыкание. |
Окаймлена теперь | Примыкание. |
Остается в одиночестве | Управление. |
Природный дар | Согласование. |
Присвоить с радостью | Примыкание. |
Просьба вынести | Примыкание. |
С желанием положить | Примыкание. |
Сказал вздохнув | Примыкание. |
Те дни | Согласование. |
Те экзамены | Согласование. |
Тотчас забыли | Примыкание. |
Умение нравиться | Примыкание. |
Умение учиться | Примыкание. |
Чего-то своего | Согласование. |
Что-то открыло | Управление или согласование (нужен контекст, чтобы определить, какое слово является главным). |
Это время | Согласование. |
Это сказал | Управление. |
А1. Ударение
![]() |
баловАть |
![]() |
гналА |
йогурт | Однозначного овтета нет. Общерпниятый вариант – йОгурт, однако в одном из словарей – йогУрт. Детали: блог (“Странности ударений”) |
![]() |
красИвее |
начали | нАчали |
![]() |
нОгтя |
облилась | облилАсь |
ободрала | ободралА |
![]() |
ободрИться |
свекла | свЁкла |
![]() |
шАрфы |
А2. Паронимы.
- неоглядный (простор) / ненаглядный (=дорогой, любимый)
- принизить (значимость) / занизить (показатели)
- перетерпеть (невзгоды) / претерпеть (изменения)
- живой / живучий (стереотип)
- наличие / наличность (=cash)
А3. Ошибка в форме слова.
- Двух тысяч или две тысячи? Ошибка: “до двух тысяч двенадцатого года” Правильно: “до две тысячи двенадцатого года”?
- Шестиста или шестисот? Ошибка: “шестиста трёх рублей”. Правильно: “шестисот трёх рублей”.
- Кастрюль или кастрюлей? Ошибка: “пять кастрюлей”. Правильно: “пять кастрюль”.
А4. Предложения с деепричастием.
Найти правильное продолжение предложения:
Говоря о Пушкине,
- нельзя не сказать о его лицейских друзьях.
- мне вспоминается стихотворение «Осень».
- у нас возникает светлое чувство.
- критиком были найдены очень точные слова.
Схема рассуждения:
1. Отсекаем варианты, в которых субъект не может говорить о Пушкине: (2) – чувство, (4) слова (чувства и слова не разговаривают).
2. Рассматриваем варианты, где основное действие выражено безличной конструкцией – (1) и (2). Отсекаем предложение (2), в котором действие происходит помимо воли субъекта, а сам он назван существительным или местоимением в косвенном падеже (“мне”). Оставляем предложение (1), в котором безличная конструкция включает инфинитив. Ответ: (1).
Технические вопросы
- Надо ли записывать словосочетание с предлогом? Ответ: можно и с предлогом, и без. Но лучше с предлогом (детали»). Записывать надо без пробелов. Можно в любом порядке, например допускается: “втомсмысле” / “томсмысле” / “смыслетом”.
- Если написать сочинение менее 150 слов. Ответ: При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок по критериям К7–К10 уменьшается, а высший балл по критериям К7-К12 не ставится. Детали»
- Если написал сочинение больше 300 слов. Ответ: Никаких проблем! Но лучше уместить все ключевые аргументы и фоновый материал в 300 слов.
- Если в задании В3 словосочетание записано через пробел. Ответ: скорее всего, ответ не будет зачтен:( С пробелом засчитывают ответы в заданиях В4-В8.
- В В3 словосочетание написала с пробелом. Можно на апелляцию? Ответ: увы, это бесполезно:( Апелляция – только по сочинению.
- В задании В2 не ставил запятую. Ответ: зря! Есть мнение, что в компьютер заложен и вариант ответа без запятых, но эта информация не подтверждена. Без запятых засчитывают ответы в заданиях В4-В8, но только если не возникает сомнений, как расценивать двухзначные номера предложений. Например, запись “123” можно понять и как 1,2,3, и как 1,23, и как 12,3. Лучше всегда следовать инструкции, то есть записывать через запятую.
- Если не поставить запятые в В8. Это одна из самых распространенных технических ошибок. Но ответ будет зачтён и без запятых. Напомню, что задание В8 “стоит” не один балл, как все остальные задания группы А и В, а четыре балла!