14.07.2020

ЕГЭ-2012: разбор полётов.

Все сложные вопросы с ответами и объяснением.

После ЕГЭ любой нормальный человек хочет узнать, правильно ли он ответил. 31 мая 2012 г. после завершения ЕГЭ по русскому языку было весьма познавательно проанализировать запросы, по которым в этот день посетители приходили на сайт Rus-Exam.ru. Безусловным лидером оказался вопрос о типе связи в словосочетании “много важного” (см. отдельный пост на эту тему). Также популярными были запросы о том, что будет, если в задании В3 словосочетание было написано с пробелом или не была поставлена запятая. Многие интересовались, как будут оценивать сочинение, содержащее менее 150 слов. Что касается конкретных вариантов ЕГЭ-2012, то больше всего вопросов касались заданий В1 (способы словообразования) и В3 (типы связи в словосочетании).

Устроим небольшой “разбор полётов”. Он будет интересен тем, кто уже сдал ЕГЭ, и полезен тем, кому это радостное событие еще только предстоит через год. Преимущество этого списка в том, что он составлен на основе заданий реального ЕГЭ.

На этой странице: В1 • В3 • А1 • А2 • А3 • А4 • Технические вопросы


Наиболее сложные варианты помечены значком

В1. Способы словообразования

Автор Ø (слово непроизводное)
Безысходность Суффиксальный (от “безысходный”). Этих слов нет в школьном словообразовательном словаре.
Бесполезно Суффиксальный. Цепочка: польза > бесполезный > бесполезно.
Благополучие Суффиксальный (от “благополучный”).
Благополучно Суффиксальный (от “благополучный”).
Вверху Приставочно-суффиксальный (от “верх”). Классический пример!
Вечерний Суффиксальный (от “вечер”).
Восприятие Суффиксальный (от “восприн-я-ть”). Сложный вариант! Дополнительный процесс – усечение производящей основы (отсекается -н-). При этом добавляется суффикс -ти-, который не имеет отношения к инфинитивному суффиксу -ть производящего слова. Обратите внимание, что слово “воспринять” никак не связано с гнездом слова “принять” (у них разный смысл). Таким образом, нельзя было бы сказать, что “воспринять” образовано приставочным способом. Это слово непроизводное!
Восхищение Суффиксальный. Словать Тихонова почему-то производит это слово от “восхитить” (с чередованием т/щ), а не от “восхищать”. Эта парадигма не бесспорна, но в любом случае способ будет такой же.
Выбор Бессуффиксный (от “выбр-а-ть”). Дополнительно появилась беглая буква “о” в основе. Само слово “выбрать” образовано приставочным способом от слова “брать”. Цепочка выглядит так: брать > выбрать > выбор. Хотя вполне можно было бы счесть слово “выбрать” непроизводным, поскольку его смысловая связь с глаголом “выбрать” довольно сомнительна.
Двойка Суффиксальный. Цепочка: два > двое (двоj-э) > двойка (двоj-к-а).
Запоминания Суффиксальный (от “запоминать”).
Запоминая Суффиксальный (от “запоминать”).
Иначе Ø (слово непроизводное).
Искоса Приставочно-суффиксальный: кос(ой) > ис-кос-а. “а” – это не окончание, а суффикс.
Любить-то Ø (слово непроизводное). “-то” игнорируем.
Молча Суффиксальный. Достаточно каверзное слово. В исходном слове молч-а-ть тоже есть суффикс -а- (как и в слове молч-а), но это другой суффикс!
Невозможна Приставочный. “невозможна” – краткая форма прил. “невозможный”. Исходное слово “возможный”.
Невозможно Без контекста определить нельзя. Если это наречие, то суффиксальный. невозможный > невозможн-о. Если же это краткое прил., определяющее сущ. ср. рода, то способ приставочный: невозможный > возможный.
Нельзя Ø (слово непроизводное).
Нечего Приставочный. “Чего” – это форма слова “что”, образованная НЕморфологическим способом (от другой основы). Это так называемая супплетивная форма. Поэтому к начальной форме приводить не нужно. чего > нечего.
Никто Приставочный.
Нисколько Приставочный.
Обещание Суффиксальный.
Обнажить Приставочно-суффиксальный. Исходное слово “нагой”, а не “нажить” (другой смысл).
Обстоятельств Однозначно ответить нельзя, поскольку в словарях имеются разночтения, а на какой словарь ориентируются составители тестов ЕГЭ неизвестно. Например, словарь Кузнецова дает такое морфменое деление: об-сто-я-тель-ств(о) (приставка и три суффикса). При этом, вероятно, предполагается связь со словом “стоять” и приставочно-суффиксальный способ образования. Однако, эта теория весьма сомнительна. Скорее всего, слово следует расценивать как непроизводное (корень “обстоятельств”, согласно словарю Тихонова). В школьном словообразовательном словаре слово “обстоятельство” отсутствует.
Однажды Суффиксальный. Один > одн-а-жды (выпадение беглой гласной в корне плюс два суффикса).
Одновременно Суффиксальный (от “одновременный”).
Онлайн Слово заимствованное и непроизводное.
Оскорбительный Суффиксальный.
Ответственность Суффиксальный.
Отношения Суффиксальный. Чрезвычайно сложный вариант. Слово “отношение” не следует связывать с гнездом слова “носить” (хотя это не очевидно). Цепочка такая: отнестись > относиться > отношение (черед. с-ш).
Ощущение Суффиксальный.
Пассивность Суффиксальный.
Поблизости Приставочно-суффиксальный. От “близкий”.
По-видимому Приставочно-суффиксальный. От “видимый”.
Подбородок Приставочно-суффиксальный.
Поддержка Суффиксальный (от “поддержать”).
Подробность Суффиксальный.
Подстриженных Приставочный (от “стричь”).
По-особенному Приставочно-суффиксальный.
Послушал Приставочный (суффикс -л- формообразующий).
Почему Непроизводное. Нет смысловой связи со словом “чему” (супплетивная форма Д.П. от мест. “что”).
Появилась Приставочный. Явить > явиться > появиться.
Предвидение Суффиксальный.
Предчувствие Суффиксальный (от “предчувствовать”).
Придется Ø. Форма слова “прийтись” (образована от другой основы, это называется “супплетивизм”). “Придется” не связано со словом “идет” (формой глагола “ходить”).
Приехал Приставочный (анализируем начальную форму “приехать”).
Протяжно Суффиксальный, если это наречие (нужен контекст).
Радость Суффиксальный. Чрезвычайно трудное слово. Мало кто догадается, что слово “радость” проистекает от слова “рад”.
Раскаяние Суффиксальный (от “раскаяться”).
Родить Ø (слово непроизводное). Слово “род” происходит от глагола “родить”, а не наоборот.
Своеобразный Ø (слово образовано неморфологическим способом – сложение основ). Между тем, слова “своеобразие”, “своеобразно” образованы суффиксальным способом от “своеобразный”.
Сочувствие Суффиксальный.
Сочувствуем Приставочный.
Угроза Бессуффиксный (черед. з-ж) от “угрожать”.
Экзамен Ø (слово непроизводное).

В3. Типы подчинительной связи

В неё завёрнуто Управление.
В те дни. Согласование (ср. “о тех днях”).
Его самого Согласование. Не путать: “его машина” – примыкание, “вижу его” – управление. Детали: форум.
Ещё далеко Примыкание.
Ещё тяжелее Примыкание.
Заметил его Управление.
Который остается Согласование (ср. “которые остаются”)
Мне нравится Управление.
Много важного Управление. Разбор: блог (“Много важного” – какой тип связи? Самый крутой вопрос ЕГЭ-2012»)
Много возможного Управление.
Много времени Управление.
Много всего Управление.
Намного меньше Примыкание.
Нанесен внезапно Примыкание.
Не там ищет Примыкание.
Однажды приходил Примыкание.
Окаймлена теперь Примыкание.
Остается в одиночестве Управление.
Природный дар Согласование.
Присвоить с радостью Примыкание.
Просьба вынести Примыкание.
С желанием положить Примыкание.
Сказал вздохнув Примыкание.
Те дни Согласование.
Те экзамены Согласование.
Тотчас забыли Примыкание.
Умение нравиться Примыкание.
Умение учиться Примыкание.
Чего-то своего Согласование.
Что-то открыло Управление или согласование (нужен контекст, чтобы определить, какое слово является главным).
Это время Согласование.
Это сказал Управление.

А1. Ударение

баловать баловАть
гнала гналА
йогурт Однозначного овтета нет. Общерпниятый вариант – йОгурт, однако в одном из словарей – йогУрт. Детали: блог (“Странности ударений”)
красивее красИвее
начали нАчали
ногтя нОгтя
облилась облилАсь
ободрала ободралА
ободриться ободрИться
свекла свЁкла
шарфы шАрфы

А2. Паронимы.

  • неоглядный (простор) / ненаглядный (=дорогой, любимый)
  • принизить (значимость) / занизить (показатели)
  • перетерпеть (невзгоды) / претерпеть (изменения)
  • живой / живучий (стереотип)
  • наличие / наличность (=cash)

А3. Ошибка в форме слова.

  • Двух тысяч или две тысячи? Ошибка: “до двух тысяч двенадцатого года” Правильно: “до две тысячи двенадцатого года”?
  • Шестиста или шестисот? Ошибка: “шестиста трёх рублей”. Правильно: “шестисот трёх рублей”.
  • Кастрюль или кастрюлей? Ошибка: “пять кастрюлей”. Правильно: “пять кастрюль”.

А4. Предложения с деепричастием.

Найти правильное продолжение предложения:

Говоря о Пушкине,

  1. нельзя не сказать о его лицейских друзьях.
  2. мне вспоминается стихотворение «Осень».
  3. у нас возникает светлое чувство.
  4. критиком были найдены очень точные слова.

Схема рассуждения:

1. Отсекаем варианты, в которых субъект не может говорить о Пушкине: (2) – чувство, (4) слова (чувства и слова не разговаривают).

2. Рассматриваем варианты, где основное действие выражено безличной конструкцией – (1) и (2). Отсекаем предложение (2), в котором действие происходит помимо воли субъекта, а сам он назван существительным или местоимением в косвенном падеже (“мне”). Оставляем предложение (1), в котором безличная конструкция включает инфинитив. Ответ: (1).

Технические вопросы

  • Надо ли записывать словосочетание с предлогом? Ответ: можно и с предлогом, и без. Но лучше с предлогом (детали»). Записывать надо без пробелов. Можно в любом порядке, например допускается: “втомсмысле” / “томсмысле” / “смыслетом”.
  • Если написать сочинение менее 150 слов. Ответ: При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок по критериям К7–К10 уменьшается, а высший балл по критериям К7-К12 не ставится. Детали»
  • Если написал сочинение больше 300 слов. Ответ: Никаких проблем! Но лучше уместить все ключевые аргументы и фоновый материал в 300 слов.
  • Если в задании В3 словосочетание записано через пробел. Ответ: скорее всего, ответ не будет зачтен:( С пробелом засчитывают ответы в заданиях В4-В8.
  • В В3 словосочетание написала с пробелом. Можно на апелляцию? Ответ: увы, это бесполезно:( Апелляция – только по сочинению.
  • В задании В2 не ставил запятую. Ответ: зря! Есть мнение, что в компьютер заложен и вариант ответа без запятых, но эта информация не подтверждена. Без запятых засчитывают ответы в заданиях В4-В8, но только если не возникает сомнений, как расценивать двухзначные номера предложений. Например, запись “123” можно понять и как 1,2,3, и как 1,23, и как 12,3. Лучше всегда следовать инструкции, то есть записывать через запятую.
  • Если не поставить запятые в В8. Это одна из самых распространенных технических ошибок. Но ответ будет зачтён и без запятых. Напомню, что задание В8 “стоит” не один балл, как все остальные задания группы А и В, а четыре балла!
На этой странице: В1 • В3 • А1 • А2 • А3 • А4 • Технические вопросы
Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →