02.12.2020

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

1.  Вступление. Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).

3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?». Далее личностная позиция, аргументы и вывод.

Шаблон 1

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему –  проблему… Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с….

Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…   (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий нельзя брать из задания В8)

3. Позиция автора  данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…

4.   Я согласен с … ( в том, что…).

– Во-первых, потому что …     Во-вторых,…

– Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

– В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

– В качестве доказательства могу сказать следующее.

5. Доказать это можно так.

6.Краткий вывод.

Шаблон 2

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Шаблон 3

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – ….  .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. (можно найти в задании А28, 29, 30)

Комментарий проблемы (Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (нельзя цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести  2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему – …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

Формулировки проблем

1. Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2. Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3. Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4. Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5. Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6. Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7. Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8. Проблема нравственного выбора.

9. Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10 .Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11. Проблема нравственного долга.

12. Проблема защиты и сохранения природы.

13. Проблема сохранения и развития русского языка.

14. Проблема чинопочитания и угодливости.

15. Проблема семейных (родственных) отношений.

16. Проблема исторической памяти.

17. Проблема коммерциализации культуры…