13.08.2020

Дискуссия вокруг Единого госэкзамена (ЕГЭ) в России

Дискуссия вокруг Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России — совокупность мнений сторонников и противников этого нововведения, высказывавшихся по различным информационным поводам с 2000 года до настоящего времени. Единый государственный экзамен — проводящаяся в форме системы тестов централизованная система аттестации выпускников средних школ России по обязательной учебной программе. Баллы, полученные при сдаче ЕГЭ, заменяют вступительные экзамены в вузы и ссузы. Первые связанные с ЕГЭ государственные эксперименты относятся к 2001 году. Ныне ЕГЭ введён в качестве обязательного экзамена (с 2009 года) с целью беспристрастной оценки знаний учащихся в России.

Хроника событий

Истоки

Идея создания в России ЕГЭ была впервые публично озвучена в 2000 году в связи с новой реформой российского образования.[1] Среди инициаторов и главных сторонников нововведения чаще всего называют тогдашнего министра образования России Владимира Филиппова, замминистра Виктора Болотова и ректора Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослава Кузьминова.[2]

Среди парламентских политических партий в поддержку реформы высказались фракции «Яблоко»,[3] «Союз правых сил» (СПС), «Отечество — вся Россия» (ОВР) и «Единство»[4] (последние две партии позже объединились в «Единую Россию»). Против ввода системы ЕГЭ и за сохранение прежнего порядка выступали тогда и позже партии и политики левого спектра: КПРФ,[5] Юрий Лужков,[6] Сергей Миронов[7] и др.[8]

В октябре 2000 года приказом Минобразования РФ был создан Совет по организации подготовки и проведения эксперимента по Единому государственному экзамену.[9] В него вошли: Владимир Филиппов, Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования Валерий Поляков, ряд ректоров вузов, среди которых — Ярослав Кузьминов, директор Центра тестирования Минообразования России Владимир Хлебников и др.[9]

Против ЕГЭ сразу выступили ряд ректоров, в том числе ректор МГУ Виктор Садовничий. Однако на прошедшем в декабре 2000 года съезде ректоров в принятой резолюции прямых возражений против ЕГЭ не последовало, несмотря на прозвучавшую в ряде докладов критику.[4][10] В последовавшем через несколько дней интервью Татьяна Клячко, директор Центра образовательной политики ГУ-ВШЭ, заявила, что теперь противникам ЕГЭ уже не удастся остановить ход реформы.[11] С её точки зрения часть критики была вызвана тем, что общество пугает вообще любая реформа, а не эта конкретная.[11]

Эксперимент (2001)

16 февраля 2001 года было принято правительственное постановление № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена».[12]Регионами проведения эксперимента были назначены: Марийская Республика, Чувашия, Якутия, Самарская и Ростовская области. Бо́льшая часть выпускников сдавала ЕГЭ добровольно. Только в Марий Эл и Чувашии экзамен по математике сделали обязательным.[13] На следующий год число участвующих в эксперименте регионов России возросло до 16 и продолжало расти в дальнейшем:[14]

Год 2001 2002 2003 2004
Регионов 5 16 47 65
Вузов 16 123 464 950

Источник: Независимый институт социальной политики, 2009 год.

Владимир Филиппов сообщил, что по итогам 2003 года более 75 баллов (то есть «пятёрку») по химии получили более 11 % сдававших, по обществознанию — 7,6 %, по географии — 10 %, по литературе — 13,3 %. В этом же году по химии оказалось 14 % «двоек», по обществознанию — 6 %, по географии — 11 %, по литературе — 9,5 %.[15] Уже после первого эксперимента процент «двоек» значительно превысил привычные нормы. Если раньше неудовлетворительные оценки были редкостью, то теперь их количество по некоторым предметам в ряде регионов достигало 17 % от общего числа работ.[13][14] В связи с этим «двойку» за ЕГЭ в аттестат не ставили — ставилась «тройка», а если у ученика в году выходило «пять», то «четвёрка».[13]

В 2003 году Министерство образования России заявило, что финансирования не хватит на все пожелавшие участвовать в экперименте регионы. Это вызвало некоторые сомнения, что ЕГЭ будет введён в качестве обязательного для всей России, поскольку министр образования Владимир Филиппов ранее утверждал, что эксперимент будет распространён по всей территории страны уже с 2005 года.[16]

Отставка Филиппова

В 2004 году инициатор ЕГЭ Владимир Филиппов был смещён с поста министра образования. Некоторые обозреватели восприняли это событие как признак свёртывания программы ЕГЭ.[17] После назначения на его должность Андрея Фурсенко на очередном съезде ректоров вновь была поднята тема ЕГЭ: ректоры-противники старались убедить нового министра вернуться к прежней системе экзаменов.[18] В качестве основной альтернативы ЕГЭ Виктор Садовничий предложил создать «олимпиадный совет».[18]«Коммерсантъ» констатировал, что Фурсенко ректоры «похоже, убедили» и в 2006 году повсеместного внедрения ЕГЭ не будет. Тем не менее, сам министр занял выжидательную позицию и первое время отказывался давать какие-то конкретные ответы на связанные с реформой вопросы. «Чиновник должен сидеть, слушать и обобщать», — сказал он.[18]

На фоне нового витка дискуссии в СМИ появилось коллективное письмо противников ЕГЭ президенту России Владимиру Путину, озаглавленное «Нет разрушительным экспериментам в образовании». Его подписали 420 человек, в том числе 41 академик и член-корреспондент РАН, 21 академик и член-корреспондент Российской академии образования, действительные члены и члены-корреспонденты РАЕН и Российской академии космонавтики, заслуженные деятели науки и высшего образования, преподаватели вузов, научные сотрудники академических институтов, директора школ и учителя.[19] Фурсенко ответил на письмо: он сообщил, что программа ЕГЭ не будет свёрнута, так как экзаменационная сессия уже началась, но, возможно, система ЕГЭ нуждается в изменениях при сохранении, однако, её основного принципа — объективной оценки знаний учащимися школьной программы.[20]

Важным изменением в официальной позиции, пришедшим вместе с новым министром, стал отказ от публичного педалирования одного из главных аргументов в пользу ЕГЭ — борьбы с коррупцией. По словам Фурсенко, для борьбы с коррупцией «есть другие методы», а ЕГЭ призван лишь адекватно отражать уровень подготовки выпускников. По его мнению, непримиримая позиция части ректоров и других заинтересованных слоёв могла быть косвенно вызвана обвинениями во взяточничестве,[21] зачастую беспочвенными,[22] которые почти прямо звучали из уст сторонников введения ЕГЭ.[23][22]

Уже в 2005 году во время визита в Нижегородскую область Андрей Фурсенко заявил, что планы сделать ЕГЭ обязательным для всех регионов к 2008 году свёрнуты не будут.[24] Одновременно он сообщил, что медалисты будут поступать в вузы на общих основаниях, но льготы останутся у победителей региональных и общероссийских олимпиад.[24] В тот же период было выдвинуто предположение о том, что в будущем в ЕГЭ собственно тестовая часть станет короче, а количество заданий, позволяющих оценить творческие способности учащегося, увеличится:[25]

ЕГЭ бояться не надо. Просто градусник надо совершенствовать, и не надо им операцию делать. Должны быть и другие средства. ЕГЭ без федеральных олимпиад не позволяет эффективно отбирать в ведущие вузы. Отбор в вузы должен быть таким: треть по олимпиадам, треть по ЕГЭ и треть оставить на собственный традиционный приём.

— Владимир Хлебников, директор Федерального центра тестирования. Радио «Свобода», 8 февраля 2006 года.

Слив в Интернет

Новым скандалом вокруг ЕГЭ стала публикация одним из выпускников в Ленинградской области ночью накануне экзамена заданий с ответами по русскому языку в Интернете.[26][27] Юношу обвинили в том, что он проник в здание департамента образования, вскрыл сейф и похитил секретный пакет с заданиями.[8] Сразу после экзамена в Интернете было опубликовано открытое письмо на имя президента России Владимира Путина, министра образования Андрея Фурсенко и генпрокурора Юрия Чайки, в котором группа школьников потребовала аннулировать результаты экзамена.[28]

Отмены результатов экзамена после скандала, впрочем, не последовало: замминистра образования Виктор Болотов выступил с заявлением, в котором сообщил, что школьники уже получили свои оценки, а вопрос об отмене результатов будет решаться лишь в отношении «взломщика».[29] По его словам, оценки в области, и даже в школе опубликовавшего задания ученика, не отличались от среднероссийского уровня.[30] Впоследствии сливший ответы на ЕГЭ в Интернет выпускник был оправдан, но то, как именно ответы оказались рассекреченными, до конца выяснено не было.[8]

Страсти накаляли и публикации в СМИ расценок на успешное прохождение ЕГЭ[8] со ссылками на неназванных экспертов. Например, «Новые известия», напрямую связывая проталкивание концепции ЕГЭ властями с тем, что «деньги вокруг школьного аттестата крутятся немалые», тогда писали:[28]

Один из самых популярных способов подзаработать на ЕГЭ — когда выпускника сажают на оплаченное место. Ему даётся определённый вариант задания и заранее написанные ответы. За сумму от 2 тыс. до 5 тыс. долларов школяру гарантирован 95-100-балльный сертификат. Конечно, такие результаты могут вызвать подозрение при поступлении в вуз. Однако по закону такой сертификат обязаны принять.

Эксперимент (2008)

В 2008 году эксперимент по проведению ЕГЭ стал обязательным экзаменом для всех регионов России. Для обязательных предметов, в случае, если работа была написана на неудовлетворительную оценку, по-прежнему действовала система «плюс один балл».[31] При поступлении в МГУ баллы ЕГЭ по русскому языку и математике учитывались, но традиционная форма экзаменов сохранялась.[32] ЕГЭ по литературе был выведен из списка обязательных предметов,[33][34] что вызвало критику ряда обозревателей и экспертов. По их мнению, литература — предмет, который формирует общенациональные культурные ценности, а также учит ясно и точно выражать свои мысли, что необходимо каждому. Сделав экзамен по литературе необязательным, министерство образования тем самым понизило статус предмета и, следовательно, уровень его изучения.[35][36][37]

Дело Хлебникова

В ноябре 2008 года с подробной критической статьей в оппозиционной «Новой газете» выступил один из создателей системы ЕГЭ, руководитель Федерального центра тестирования, доктор технических наук Владимир Хлебников. В статье он доказывал, что ЕГЭ в принципе не приспособлен для оценки знаний выпускников, а может лишь работать вместо вступительных экзаменов в вузы, но и то после очень серьёзной переработки. Это объяснялось им тем, что для разных целей необходимо использовать две разные тестовые системы, объединить которые невозможно. Кроме того, по его словам, ЕГЭ не обеспечивает объективности и не страхует от коррупции. Хлебников резюмировал: «Введение ЕГЭ целесообразно приостановить».[38]

В то же время выяснилось, что Владимир Хлебников находится под следствием — он подозревался в растрате порядка 50 млн рублей.[39] На время следствия он был отстранён от должности руководителя ФТЦ.[40]Впоследствии Роспотребнадзор, выступавший как пострадавшая сторона в возбуждённом против Хлебникова прокуратурой деле, однако, заявил, что не имеет к Хлебникову претензий.[39]

Отставка Болотова

В марте 2008 года о своей отставке неожиданно заявил другой идеолог ЕГЭ — глава Рособрнадзора Владимир Болотов.[41][42][43] В качестве причины он назвал усталость от постоянных прокурорских проверок своих подчинённых и упомянул, что хотел бы заняться наукой.[42] После отставки Болотов стал вице-президентом Российской академии образования.[44] С его точки зрения,[42] он выполнил свою миссию — ЕГЭ утверждён законодательно и должен быть введён в качестве обязательного с 2009 года.[45]

На смену Владимиру Болотову главой Рособрнадзора была назначена Любовь Глебова.[46] Сразу после вступления в должность Глебова высказалась за продолжение дискуссии вокруг ЕГЭ.[47]

Обязательный ЕГЭ (2009)

В 2009 году ЕГЭ впервые проводился во всех регионах России как единственный и обязательный экзамен. Вузы, включая и МГУ, принимали абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Правило «плюс один балл» было отменено, аттестат получали лишь выпускники, сдавшие ЕГЭ на положительную отметку, при этом была дана возможность одной пересдачи.[48]

В связи с этим произошли качественные изменения в дискуссии вокруг нововведения. Среди противников ЕГЭ мнения разделились: остались непримиримые враги, которые по-прежнему требовали полной отмены ЕГЭ,[49] другие — включая ректора МГУ Виктора Садовничего — предложили задуматься над тем, как ЕГЭ усовершенствовать.[50][51]Некоторые эксперты, впрочем, настаивали, что существенных сдвигов в государственной программе введения ЕГЭ, несмотря на бурные дебаты, не произошло.[2][52]

Главное, что нам предстоит сделать — в полной мере учесть и реализовать тот потенциал, который удалось накопить после первого года проведения Единого госэкзамена в штатном режиме. Получена просто уникальная база данных системы образования. Это и качество подготовки школьников, и уровень квалификации учителей, и анализ коррупционности региональных систем образования.

— Андрей Фурсенко, министр образования РФ. Российская газета, 1 сентября 2009 года.

Коррупция на местах

В числе прочих выявилась проблема потенциальной региональной коррупциогенности ЕГЭ: средний балл по русскому языку и математике в некоторых южных регионах России (Дагестан, Кабардино-Балкария) оказался выше, чем в среднем по стране.[8] А в Санкт-Петербурге новый скандал вызвала всерьёз обсуждавшаяся на Совете ректоров петербургских вузов инициатива по внедрению резервных дополнительных баллов — формально, в помощь педвузам.[53]

Согласно прозвучавшей на Совете идее, эти баллы можно было бы прибавлять к имеющемуся результату за ЕГЭ. Городской комитет по образованию распределял бы их между районами, район между школами, а школы — между выпускниками, причём всё это ещё до экзаменов. Доцент Северо-Западного института печати, председатель жюри Международной дистанционной олимпиады «Третье тысячелетие» Валерий Федотов рассказал:[53]

Критериями выступит либо размер кошелька выпускника, либо степень его близости с распределяющим баллы чиновником. […] Учителя народ подневольный, на педсовете проголосуют, за кого им сказали. По сути, возвращается проблема лжемедалистов, с которой ЕГЭ должен был бороться. […] Один из руководителей моего вуза отреагировал мгновенно: «Депутаты нашли способ обеспечить поступление собственным детям. Жаль, что не подумали о директорах профильных предприятий, чьи дети этих баллов никогда не получат».

Суд

В мае 2009 года группа родителей выпускников совместно с президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым обратилась с исковым заявлением в Верховный суд РФ. В заявлении утверждалось, что закон о ЕГЭ должен работать на стандартах, которые до сих пор не установлены и не утверждены.[54] Иск был отклонён.[55][56] Комментируя решение Верховного суда, директор департамента государственной политики Минобрнауки Игорь Реморенко отметил, что подобные иски подаются в целях саморекламы.[57]

Глава министерства образования Андрей Фурсенко призвал противников ЕГЭ не «кошмарить ребят» и дать им подготовиться к экзамену в спокойной обстановке. Он подчеркнул, что требования об отмене ЕГЭ «являются аморальными», а большое количество «двоек» доказывает неэффективность школьного образования, а не несостоятельность ЕГЭ.[58]

Госкомиссия

В начале учебного года ряд вузов провёл контрольные работы среди студентов-первокурсников, по результатам которых выяснилось, что серьёзный процент сдавших ЕГЭ на высшие баллы студентов делает большое количество элементарных ошибок в университетских контрольных.[59][60]

В октябре 2009 года по инициативе Дмитрия Медведева была создана Комиссия при президенте РФ по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена.[61][62] В декабре комиссия представила доклад, в котором характеризовала эксперимент в целом как успешный, отметив, однако, ряд недостатков в его организации и обеспечении.[63] Медведев заявил, что дискуссия должна быть продолжена с учётом замечаний комиссии.[64]

 

Усиление контроля (2010)

Выпускная кампания

В 2010 году в пунктах сдачи ЕГЭ на период проведения экзаменов была введена должность «общественного наблюдателя», наделённого полномочиями по пресечению нарушений,[65][66] работали телефонные «горячие линии».[67] Для предупреждения процедурных нарушений с 1 декабря 2009 года были установлены административные денежные штрафы за пользование любыми подсказками во время экзамена.[68]

ЕГЭ состоялся во всех регионах России и в 52 зарубежных странах.[69] По сравнению с 2009 годом, больший интерес при выборе дополнительных ЕГЭ выпускники проявили к техническим дисциплинам.[70]

Не смогли получить аттестаты о среднем общем образовании 1,7 % выпускников (на треть меньше, чем в 2009 году), при этом по регионам данные разнились — например, в Чечне количество неаттестованных ребят достигло 10 %.[71][69] С первой попытки 7,2 % выпускников России не сдали экзамен по информатике, 6,2 % — по химии, 6,1 % — по биологии, 5,1 % — по математике, 5,0 % — по литературе, 3,3 % — по русскому языку.[70]2822 выпускника получили 100 баллов (в 2009 году — 2232 выпускника), [72] большинство же — 50—60 баллов.[73]

Характер нарушений в ходе проведения ЕГЭ не изменился по сравнению с прошлыми годами (помощь посторонних лиц, размещение отдельных решений в Интернете), но количество нарушений выросло.[74] Любовь Глебова предположила, что на самом деле выросла раскрываемость, создавшая видимость роста числа нарушений.[69] Не удалось искоренить практику покупки отличной оценки, её стоимость достигала 100—150 тыс. руб.[75]

Количество поданных апелляций по итогам ЕГЭ оказалось в три раза ниже, чем в среднем за предыдущие годы — 0,5 % против 1,5 %[76] от числа экзаменуемых. Двукратный рост апелляций по процедурным вопросам Рособрнадзор расценил как позитивный факт улучшения понимания гражданами своих прав.[69]

Основываясь на опыте предыдущих лет, Рособрнадзор обратил внимание на регионы, в которых средний уровень оценок оказался выше среднероссийского — Карачаево-Черкесия, Башкирия, Калмыкия, Липецкая и Мурманская области, и объявил о сплошной проверке 100-балльных сертификатов и выборочной проверке сертификатов с результатом более 80 баллов.[77] Уже в течение месяца со дня окончания выпускной кампании за чрезмерно многочисленные высокие оценки в Карачаево-Черкесии были привлечены к ответственности ряд должностных лиц, а глава образовательного ведомства республики отправлена в отставку.[78]

Приёмная кампания

В 2010 году ЕГЭ остался обязательным экзаменом для всех школ России и его результаты вузы по-прежнему обязаны были принимать. Наряду с этим, ряд элитных вузов страны добился права также вводить дополнительные испытания по профильным предметам.[79]

Для профилактики роста числа поддельных сертификатов ЕГЭ поступающим разрешили подавать заявления в вуз без предъявления бумажного аттестата. Часто подделывались документы льготников (до 150 видов).[68] По разным данным, в 2010 году только победителей олимпиад было принято в вузы 22—31 тысяча человек.[71][73]Доля поступивших инвалидов составила около 4 %, как и в прошлые годы.[73]

Несмотря на возможность подавать документы максимум в пять вузов, в среднем поступающие подали документы в 2,1 вуза. Но были и такие, кто превысил норму (рекорд — 16 вузов) — таких студентов выявляли и отчисляли.[73] По наблюдению РИАН, право поступления одновременно в несколько вузов понизило качество первокурсников на бюджетных отделениях — среди поступивших вырос удельный вес троечников.[71]

Уроки

Рособрнадзор отметил как негативный факт десятикратного превышения льготников-победителей олимпиад над выпускниками школ со 100-балльными сертификатами ЕГЭ среди поступивших в вузы. По мнению главы ведомства, это доказывало эффективность ЕГЭ как инструмента определения качества подготовки выпускников и вызвало вопросы к организаторам олимпиад — «кто их проводит и как».[71]

КИМы в 2010 году, по мнению организаторов ЕГЭ, «абсолютно адекватно соответствовали школьной программе».[72] В то же время глава Рособрнадзора обратила внимание на то, что продаваемые в разных местах КИМы не что иное как «суррогаты», задача которых — мошенническим путём получить деньги граждан.[80][69] Традиционный ежегодный анализ КИМов в Федеральном институте педагогических измерений состоялся в сентябре 2010 года. Учёные решили, что в 2011 году кардинальных изменений в КИМах не будет, хотя некоторые совершенствования произойдут во всех дисциплинах.[81] Анализ ответов выпускников показал, с одной стороны, необходимость корректировки уровня сложности тестов, а с другой — необходимость улучшения качества преподавания.[81]

В декабре 2010 года обновился официальный сайт ЕГЭ, на котором появились возможности пробного онлайн-тестирования, форумного общения и другие, а также был опубликован открытый для обновления чёрный список «помощников в проведении ЕГЭ»,[82] с расследованием каждого случая правоохранительными органами и преданием результатов огласке.[83] Полугодом ранее, 21 июня 2010 года, начал работу закрытый для доступа частных лиц сайт Федеральной базы свидетельств о результатах сдачи ЕГЭ (ФБС).[84]

Ограничение льгот (2011)

По результатам ЕГЭ 2010 года предполагались изменения в правила выпускной и приёмной кампаний 2011 года:

  • введение «экспериментального тура» в ЕГЭ по физике;[85]
  • вменение негосударственным вузам в обязанность зачислять по результатам ЕГЭ;[73]
  • разрешение победителям олимпиад пользоваться льготой при поступлении только в один вуз, а в остальные документы подавать на общих основаниях.[73]

 

Обоснование

Механизм контроля

Главной причиной необходимости введения единой государственной аттестации учащихся инициаторы и сторонники ЕГЭ называли объективность. До введения ЕГЭ в России не существовало подобной системы.[86]После вступления на пост министра образования Андрей Фурсенко также заявлял, что, несмотря на все недостатки ЕГЭ, которые нуждаются в изменениях, основной принцип — объективную оценку знания учащимися школьной программы — нужно сохранить.[20]

Задача, о которой, как правило, забывают, — контроль качества школьного образования. Учитель, который вбивал знания кому-то пять лет, потом ставит этому же ученику оценку на экзамене. Ну как тут сохранить объективность? А ЕГЭ даёт механизм оценки и контроля на всех уровнях: учителя, школы, района, региона, страны.

Владимир Филиппов, министр образования РФ. Деловой вторник, 10 июня 2003 года.

Единый государственный экзамен — это всего лишь инструмент, с помощью которого можно оценивать учебные достижения учащихся по вполне определённой методике, с вполне определёнными материалами, узаконенными высшим органом исполнительной власти.

Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ. Газета.ру, 28 марта 2006 года.

Идеологически как преподаватель я, безусловно, за ЕГЭ… Существовавшая раньше система, при которой проверяли и ставили финальную оценку те же, кто и учил, недопустима.

Леонид Клейн, учитель литературы. Полит.ру, 11 февраля 2009 года.

На сегодняшний день, кроме тестирования, никаких других инструментов оценки в ведомстве не разрабатывалось. Когда речь идёт о «сквозности», то нужно понимать единство требований, проведённых через стандарт образования, которые и будут создавать основу для появления разных инструментов по оценке разных достижений.

Любовь Глебова, глава Рособрнадзора. «Эврика», 2009 год.

Концептуальная основа ЕГЭ: учат одни, проверяют другие.

Любовь Глебова, глава Рособрнадзора. «Газета», 3 июня 2010 годаЕГЭ в Кургане

Равенство возможностей

ЕГЭ также призван обеспечить доступность образования для абитуриента из любой точки страны. Результаты ЕГЭ можно послать в вузы по почте, и, таким образом, жители сколь угодно удалённых регионов России могут участвовать в конкурсе самых престижных вузов.[14][87] В связи с этим возникла проблема нехватки мест в общежитиях для иногородних студентов.[88] Если в СССР в столичных вузах лишь 25 % составляли жители Москвы и Ленинграда, а остальные студенты были из других регионов Союза, в постсоветской России до введения системы ЕГЭ — наоборот, в Москве и Санкт-Петербурге порядка 75 % студентов были жителями двух этих городов. После же 2001 года их доля уже уменьшилась до 50 %.[89]

Мы ещё с советских времён говорим о проблеме сельской школы, она сохраняется и усугубляется. Очень трудно сейчас даже талантливому ребёнку из глубинки приехать в вузовский центр — не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в Новосибирск, Красноярск — и поступить в хороший престижный вуз. Поэтому мы и пытаемся сделать так, чтобы для детей из российской глубинки это образование стало доступным. Вот он сдал на месте этот пресловутый единый экзамен, получил свои результаты, послал данные о себе куда-то и он уже едет не наобум, а он уже едет наверняка.

Татьяна Клячко, директор Центра образовательной политики ГУ-ВШЭ. Эхо Москвы, 12 декабря 2000 года.

О доступности. Ну не могут сейчас талантливые дети из Владивостока или Сибири купить билет и приехать в Москву, чтобы попробовать свои силы на экзаменах в лучшие вузы. К тому же при всех вузах Москвы, Санкт-Петербурга работают платные курсы, группы репетиторов, договорные школы. Всё это ставит в заведомо неравные условия москвича и жителя любого другого города. Единый госэкзамен, как его ни критикуй, ликвидирует это неравенство.

Владимир Филиппов, министр образования РФ. Деловой вторник, 10 июня 2003 года.

Стоит добавить, что благодаря ЕГЭ выросла мобильность абитуриентов, а также у способных молодых людей, проживающих в сельских и отдалённых от вузовских центров местах, появился реальный шанс поступить в вуз.

Виктор Болотов, руководитель Рособрнадзора. КонсультантПлюс, 1 июня 2006 года.

ЕГЭ появился ещё и потому, что преподаватели высшей школы, пользуясь своим авторитетом, так увлеклись, что на двух- или одногодичных подготовках (так называемых факультетах довузовской подготовки) гнали свои программы. А вопросы на приёмных экзаменах в университеты составляли из тех вопросов, ответы на которые они давали на подготовительных курсах. Нет гарантии, что это означает, что ученик освоил школьную программу. В итоге право поступать в вузы стали получать те ребята, родители которых имели деньги заплатить за те дополнительные курсы, которые организовывали вузы.

Любовь Глебова, глава Рособрнадзора. «Газета», 3 июня 2010 годаАндрей Фурсенко (2008)

Борьба с коррупцией

С точки зрения инициаторов ЕГЭ, при традиционных экзаменах большую опасность представляет весь сложившийся с советских времён вокруг поступления в вузы бизнес — от коммерческого репетиторства до прямого подкупа школьных преподавателей и членов приёмных комиссий. Именно в коррупции Владмир Филиппов видел и причину столь бурных протестов против ЕГЭ.[15] О высокой важности ЕГЭ в борьбе с коррупцией говорил также Владимир Путин.[90] Ярослав Кузьминов назвал ЕГЭ «решающим ударом по коррупции».[91] Вместе с тем, он отметил, что необходимо и сам ЕГЭ защищать от коррупции, привлекая местные силовые структуры и общественные организации.[91]

После назначения на пост министра образования Андрея Фурсенко этот аргумент был практически исключен из официальной риторики министерства.[23][22]

Единый госэкзамен, как его ни критикуй, …позволяет, сдав экзамен, направить по почте свои документы сразу в два десятка вузов страны и никуда не ездить. Уверяю: ЕГЭ подрывает основы коррупции! […] Некоторые московские директора школ опубликовали в прессе статьи с критикой ЕГЭ. Но я в них почему-то увидел страх.

Владимир Филиппов, министр образования РФ. Деловой вторник, 10 июня 2003 года.

Эксперты считают, что коррупциогенность ЕГЭ на порядок ниже, чем традиционных вступительных экзаменов. Раньше нужно было договориться с двумя-тремя людьми. В условиях ЕГЭ придётся подкупить несколько десятков человек, и риск разоблачения велик.

Виктор Болотов, глава Рособрнадзора. Gzt.ru, 6 мая 2008 года.

Другие доводы

Среди положительных сторон ЕГЭ назывались также:

  • Снижение нагрузки на выпускников, поскольку они освобождены от необходимости дважды сдавать экзамены — вначале в школе, затем в вузе.[92][63]
  • Принятый сценарий достаточно продуман с экономической точки зрения.[93]
  • Уровень образования в России отнюдь не соответствует устоявшемуся в общественном мнении стереотипу о его высоком качестве, а потому оно нуждается в реформе.[1]
  • В результате проведения ЕГЭ начало складываться сообщество высококвалифицированных экспертов по проверке и оценке работ выпускников.[63]
  • Система ЕГЭ стала первым шагом к фиксации оценки результатов обучения в электронном виде, она вносит вклад в движение России к информационному обществу.[63]

 

Критика

Несовместимость методик

Противники ЕГЭ неоднократно заявляли, что выпускные и вступительные экзамены совместить невозможно, так как они преследуют принципиально разные цели.

Совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны.

Из коллективного письма «Нет разрушительным экспериментам в образовании». Первое сентября, 2004 год.

Методика расчёта тестовых баллов ЕГЭ определяет уровень подготовленности учащихся, сравнивая их знания друг с другом, но не сравнивая с требованиями учебной программы. Эта методика предназначена только для отбора поступающих в вузы. Для целей итоговой аттестации должны быть использованы критериально-ориентированные, а для отбора в вузы нормативно-ориентированные тесты. Сделать суждение о степени освоения школьного предмета для итоговой аттестации по результатам ЕГЭ в принципе невозможно.

Владимир Хлебников, доктор технических наук. Новая газета, 27 ноября 2008 года.

Натаскивание

Сторонники традиционной формы экзаменов считают, что ЕГЭ разрушает один из немногих эффективно работающих социальных институтов страны — образование, которое считается одним из лучших в мире.[94] По их мнению, российские эксперты крайне высоко ценятся на международном рынке, западная же система образования находится в глубоком упадке.[95][93][96][52] Тестовая система ЕГЭ подменяет фундаментальное образование натаскиванием на конкретные типы задач, мешает развитию творческого подхода:

Если судьба выпускника будет определяться на ЕГЭ раз и навсегда — это приведёт к трагическим последствиям. Через несколько лет школы будут ориентированы только на подготовку к ЕГЭ. Тем самым мы изменим отношение детей к занятиям науками и отучим их думать.

Виктор Садовничий, академик РАН, ректор МГУ. Российская газета, 29 октября 2003 года.

Развитие личности ребёнка, как главная цель образования, подменяется натаскиванием на конкретный результат конкретного Единого государственного экзамена, как ту вещь, по которой оценивается качество работы школы.

Олег Смолин, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию. Радио «Свобода», 8 февраля 2006 года.

Ущербность технологии

Важным аргументом противников введения ЕГЭ являются недостатки технологии тестовой системы как таковой. С их точки зрения, тесты не могут обеспечить объективности оценки, а также не в состоянии оценить способность сдающего мыслить, его творческие способности; мешают формированию свободного мышления. Серьёзные нарекания вызывают и сами контрольно-измерительные материалы (КИМы) — их качество и критерии оценки.[36][97][98][99][100]

Все участники, набравшие одинаковое число верных ответов (первичных баллов), получат одинаковый тестовый балл вне зависимости от сложности доставшегося варианта теста. А эти варианты ох как отличаются друг от друга по сложности! Специалисты это хорошо знают.

Владимир Хлебников, доктор технических наук. Новая газета, 27 ноября 2008 года.

Форма, в которую сегодня облечены экзамены по гуманитарным дисциплинам, обречена на то, чтобы ежегодно порождать схематические «угадайки». Учащийся должен угадать правильный термин, правильную дату, правильный аргумент, правильную интерпретацию.

Алексей Песков, профессор филфака МГУ. Полит.ру, 4 февраля 2009 года.

Сегодня Федеральный институт педагогических измерений, который разрабатывает эти самые тесты ЕГЭ, все свои параметры для составления тестов берёт с потолка. Завтра придёт другой разработчик и создаст совсем другие тесты.

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Русская линия, 14 февраля 2009 года.

Коррупциогенность

См. такжеКоррупция в школах постсоветской России

Технологическое несовершенство системы ЕГЭ, по мнению её противников, ведёт к массовым списываниям, подтасовкам, фальсификациям. ЕГЭ не уменьшает «коррупционный налог», а перераспределяет его[101] из вузов в школы.[8] Специалисты пишут, что процедура ЕГЭ не даёт никаких гарантий того, что исключено несанкционированное вмешательство, в том числе с корыстными целями.[38] ЕГЭ приводит к росту рынка репетиторства, а также к появлению его нового вида, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ. В среднем по России, по данным президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, подготовка школьника к ЕГЭ сегодня обходится родителям в 30 тыс. руб., и это только по одному предмету. А сдавать для поступления в вуз приходится четыре-пять экзаменов в зависимости от желаемой специальности.[8]

Мы не смогли защитить ЕГЭ от коррупционной и «родственно-семейственной» составляющей. Вмешательство в процесс сдачи ЕГЭ извне — это уже доказанный факт. То, что ЕГЭ — это шанс поступить в вуз, многократно увеличивает его коррупционные риски.

Хусейн Чеченов, председатель Комитета Госдумы по образованию. Официальный сайт Совета Федерации РФ, 16 сентября 2009 года.

Самоубийства

В 2010 году заговорили о новой, сопутствующей ЕГЭ, проблеме — самоубийствах школьников и учителей. В стране произошло несколько трагедий, которые СМИ связали с ЕГЭ.[102][103][104][105] Однако по мнению главы Рособрнадзора Любови Глебовой, проблема эта является «попыткой спекуляций» и исходит от «безответственных людей».[76]

Если раньше дети тянули билет, готовились, писали текст, то сейчас их дальнейшая судьба зависит от галочки, которую ставят в экзаменационном листе. Причём экзаменационные вопросы иногда звучат неоднозначно, а оценка влияет на поступление в учебное заведение. Человеку с неустойчивой психикой справиться с этим очень тяжело. Возрастает мера ответственности, появляются тревожные нервные реакции.

Людвиг Лусс, доктор медицинских наук. Life news, 1 июня 2010 года

Современная школа сегодня требует постоянного присутствия психолога. И к таким экстраординарным ситуациям, как сдача экзаменов, зачёты, ЕГЭ, тем более должны готовить, причём готовить достаточно серьёзно не только академически, но и психологически.

Павел Астахов, детский омбудсмен. «Аргументы и факты — Петербург», 2 июня 2010 года

В первую очередь я обращаюсь к родителям: перестаньте вы возбуждать своих детей до такой степени, что они, бедные, трясущиеся идут на экзамен и боятся только одного – «а как я маме потом скажу, что у меня не 100 баллов». […] Главнейшее моё утверждение, ответственное заявление официального лица, заключается в следующем: каждый, кто учил школьную программу, имеет все возможности сдать ЕГЭ без помощи и без платы кому-либо.

Любовь Глебова, глава Рособрнадзора. Gzt.ru, 3 июня 2010 года

Другие доводы

  • Поскольку среднее образование в России является всеобщим и обязательным, образовательный стандарт средней школы, усвоение которого проверяет ЕГЭ, недопустимо низок в сравнении с требованиями вузов к абитуриентам.[106]
  • Абитуриент с плохим почерком может получить «двойку» просто из-за того, что компьютер неправильно распознал вариант ответа.[53]
  • В других странах отсутствуют прецеденты системы совмещения итоговой аттестации со вступительными испытаниями, подобной ЕГЭ.[38] Централизованное тестирование в том виде, в котором оно существует в России, есть ещё только в одной стране мира — Греции.[8]
  • Фиктивно высокие конкурсы, возникающие в результате единовременной подачи выпускниками документов сразу во многие вузы России, оборачиваются недобором студентов: многие вузы не в состоянии планировать степень своей нагрузки.[7]
  • Из-за стремления подавляющего большинства абитуриентов в столицы оголились многие региональные вузы. Есть опасность усугубления разрыва образовательного пространства в России между центром и регионами.[7]
  • Не публикуются полные содержательные и финансовые отчёты, отсутствуют независимые от Минобразования институты по анализу системы ЕГЭ, принципиально важные решения в сфере образования принимаются зачастую келейно, отсутствует общественный консенсус.[101]
  • Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков утверждал, что идею ЕГЭ продвигают американские советники с целью уничтожить российскую нацию путём разрушения образования, а также обвинял в его сознательном разгроме руководство страны.[107]

 

Перспективы

Противники системы ЕГЭ объясняют упорство её сторонников во власти в первую очередь уже вложенными туда деньгами: потратив на становление системы с 2001 года порядка $1 млрд (версия Сергея Комкова), отказаться от неё равносильно признанию в собственной глупости.[8][53] Но, так или иначе, система претерпевает постепенную эволюцию, и некоторые её острые углы сглаживаются, а аргументы сторон — учитываются.

После дискуссий в Общественной палате РФ был вынесен на общественное обсуждение новый закон «Об образовании», призванный исправить огрехи существующего на тот момент законодательства. Вопреки прогнозам, в частности, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова,[108] подготовка законопроекта заняла меньше года, и 1 декабря 2010 года на сайте zakonoproekt2010.ru[109] началось двухмесячное общественное обсуждение будущего закона «Об образовании».[110]Кроме того, в 2010 году правительство внесло в Госдуму законопроект об институте общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ.[75] Ещё в 2009 году журнал «Деньги» констатировал, что даже противники ЕГЭ возвращаться к несовершенной традиционной системе выпускных и вступительных испытаний уже не предлагают, но настаивают на том, чтобы сделать ЕГЭ добровольным, — однако такой законопроект был отвергнут.[8]

Не отвергнуты окончательно и иные варианты совершенствования ЕГЭ. Всероссийский фонд образования уже несколько лет предлагает ввести сорбоннскую систему, подразумевающую приём всех абитуриентов и их аттестацию только после первого семестра обучения. Первый проректор по учебной работе МГТУ имени Баумана Евгений Юдин предлагает принимать в вузы без вступительных экзаменов по портфолио (совокупности всех достижений абитуриента: олимпиад, публикаций, докладов, результатов вступительных экзаменов) до первой сессии — и указывает, что подобное практикуется в США, Франции и других странах.[8]Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям предложил сделать обязательным ЕГЭ по физике, а ректор НИ ТПУ[111] Пётр Чубик заявил, что обязательных ЕГЭ должно быть шесть — по русскому языку, математике, физике, химии, биологии и истории.[112]

Согласно статистике начала 2009 года, примерно каждый четвёртый выпускник средней школы в России не мог сдать ЕГЭ. По подсчётам зампреда комитета Госдумы по образованию Виктора Шудегова, более 200 тыс. выпускников не смогут претендовать на высшее или средне-специальное образование, завалив один из двух обязательных ЕГЭ — по русскому языку или математике.[8] Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, предлагает ввести два уровня сдачи экзаменов по этим предметам — базовый (функциональная грамотность) и профильный (нынешний). Учёный констатирует:[89]

Будут ли называться независимые экзамены ЕГЭ или как-то по-другому, саму идею независимых от школы и вуза экзаменов, с моей точки зрения, уже нельзя отменить. […] Модернизация системы ЕГЭ — это процесс на всю оставшуюся жизнь. Каждый год будет что-то улучшаться, что-то добавляться, изменяться… Другое дело, что изменения, которые вступят в силу весной этого года, должны приниматься за год до проведения экзаменов, то есть шаг должен быть в один год. В течение этого года можно спорить, но ничего менять нельзя.

Актуальным после 2009 года стал вопрос не об отмене ЕГЭ, а о его непрерывном совершенствовании.[80]Президент России Дмитрий Медведев высказал мнение, что ЕГЭ больше подходит для точных наук, нежели для гуманитарных.[68] Рособрнадзор заявил, что КИМы будут меняться ежегодно, но нормативно-правовую базу кардинально корректировать в ближайшие годы не станут — «новый хаос в России никому не нужен:[113][81]

  • К 2012 году вернутся «разговорные» задания по иностранным языкам.
  • К 2013—2014 году бланки КИМов планируется существенно изменить.
  • Не ранее 2013 года в часть «С» КИМов по истории войдёт написание мини-эссе.
  • Постепенно будут усложняться задания по информатике.
  • Возможно, со временем станут немного труднее задания по математике и русскому языку.

Чтобы повысить объективность ЕГЭ, в 2011 году в двух регионах России пройдёт эксперимент — перекрёстная региональная проверка: результаты ЕГЭ одного региона будут проверять эксперты из другого региона. Технологию отработают, и через несколько лет она заработает по всей стране.[73]

Категорические и практически единогласные протесты учителей вызывает идея сделать их зарплату зависимой от результатов ЕГЭ их выпускников.[114]

Предстоит решить и совершенно новую задачу — профилактика самоубийств школьников и учителей на почве нервных срывов и страха перед ЕГЭ. Как разъяснил Рособрнадзор, в том числе и для этого разрабатываются единые общероссийские стандарты процедуры ЕГЭ для первого и третьего классов начальной школы. Тесты для самых маленьких учеников, во-первых, заменят привычные итоговые годовые контрольные, во-вторых, психологически подготовят детей к выпускным ЕГЭ, и в-третьих, укажут взрослым на склонности каждого ребёнка к тем или иным наукам и сферам деятельности.[80]


  1. ↑ 1.0 1.1 Савицкая, Н. Конец мифа о российском образовании. — Независимая газета, № 231, 6 декабря 2000 года.
  2. ↑ 2.0 2.1 Абрамов, А. ОбъЕГЭривание страны продолжается — Московские ведомости, 15 сентября 2006 года. Статья размещена на сайте Вестника Высшей школы экономики.
  3. Позиция фракции «Яблоко» по реформе образования. — Официальный сайт партии «Яблоко», 14 ноября 2000 года.
  4. ↑ 4.0 4.1 Иванющенкова, М. Протест против теста. — Коммерсантъ, 7 декабря 2000 года.
  5. В Москве протестовали против ЕГЭ. — Московский комсомолец, 20 февраля 2009 года.
  6. Городецкий, Н. Лужков не смог послать ЕГЭ. — Газета.ру, 26 января 2010 года.
  7. ↑ 7.0 7.1 7.2 В Совете Федерации обсудили результаты ЕГЭ. — Официальный сайт Совета Федерации РФ, 16 сентября 2009 года.
  8. ↑ 8.00 8.01 8.02 8.03 8.04 8.05 8.06 8.07 8.08 8.09 8.10 8.11 Долотов, В. Экзамен на коррупцию. — Деньги, № 9 (714), 9 марта 2009 года.
  9. ↑ 9.0 9.1 «О создании Совета по организации подготовки и проведения эксперимента по единому государственному экзамену». — Приказ Министерства образования РФ № 3066 от 26 октября 2000 года.
  10. Василенко, К. Вуз взят — Время новостей, № 183, 7 декабря 2000 года.
  11. ↑ 11.0 11.1 Болтянская, Н. В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Татьяна Клячко — директор Центра образовательной политики ГУ-ВШЭ. — Эхо Москвы, 12 декабря 2000 года. Материал опубликован на сайте ГУ-ВШЭ.
  12. Постановление № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» — на сайте Российской газеты, 16 февраля 2001 года.
  13. ↑ 13.0 13.1 13.2 Воробьёва, И.; Внукова, С.; Казнина, Е.; Спиридонов, С.; Строителева, С.; Шитлаева, З.Один для всех — Карьера, № 7, июль 2001 года.
  14. ↑ 14.0 14.1 14.2 Бахтарова, Т. Использование опыта ЕГЭ для повышения доступности высшего образования — Независимый институт социальной политики, 26 октября 2009 года.
  15. ↑ 15.0 15.1 Морозов, М. Владимир Филиппов: «Мы готовы вообще отказаться от литературы при проведении ЕГЭ». — Деловой вторник № 20, 10 июня 2003 года.
  16. Эксперимент по внедрению ЕГЭ оказался слишком дорогим. — REGNUM, 21 октября 2003 года.
  17. Иванова, И. ЕГЭ по осени считают — Российская газета № 3552, 18 августа 2004 года.
  18. ↑ 18.0 18.1 18.2 Владимирова, Н. Ректоры объяснили министру слово из трёх букв. — Коммерсантъ, 5 мая 2004 года.
  19. «Нет» — разрушительным экспериментам в образовании — Первое сентября, № 38, 2004 год.
  20. ↑ 20.0 20.1 Министр образования ответил на открытое письмо педагогов Путину. — Волга-Информ, 31 мая 2004 года.
  21. Агронович, М. Плюс один балл — Российская газета, 31 мая 2005 года.
  22. ↑ 22.0 22.1 22.2 Фурсенко, А. Об изучении религий в школе, о едином экзамене и об учебном книгоиздании. — Информационный сайт департамента образования Москвы.
  23. ↑ 23.0 23.1 Качуровская, А. Андрей Фурсенко: мой герой — кот Леопольд. — Коммерсантъ, 9 апреля 2004 года.
  24. ↑ 24.0 24.1 Бабкова, Е. Олимпиада, но без медалей — Официальный сайт Министерства образования и науки, 14 февраля 2005 года.
  25. Андрей Фурсенко предложил переформатировать ЕГЭ. — Коммерсантъ, 21 января 2010 года.
  26. Иванова-Гладильщикова, Н. А был ли мальчик, или кто виноват в провале ЕГЭ. — Русский журнал, 6 июня 2007 года.
  27. Сергеев, О. Единый государственный экзамен: сценарий провала. — Промышленные ведомости, № 5-6, май 2007 года.
  28. ↑ 28.0 28.1 Сменова, А.; Долгих, А.; Шергина, Н. Сдачи не надо — Новые известия, 6 июня 2007 года.
  29. Результаты ЕГЭ по русскому языку аннулированы не будут. — Вести.ру, 6 июня 2007 года.
  30. Ларина, К. Можно ли честно сдать ЕГЭ? — Эхо Москвы, 10 июня 2007 года.
  31. Всероссийский Интернет-педсовет 18.03.2008 ЕГЭ-2008: правило «плюс один балл» сохранится только для трёх предметов. — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, 18 марта 2008 года.
  32. МГУ зачтет ЕГЭ — Газета.ру, 11 января 2008 года.
  33. ЕГЭ по литературе отменён. — Полит.ру, 31 октября 2007 года.
  34. ЕГЭ: от идеологии к технологии. — Полит.ру, 18 марта 2008 года.
  35. Зачем нужна литература в школе. — Regions.ru, 27 марта 2008 года.
  36. ↑ 36.0 36.1 Хорькова, М. «Мы потерпели поражение». Писатель Алексей Варламов об отмене ЕГЭ по литературе. — «Татьянин день», 4 апреля 2008 года.
  37. Сопова, А. Связно излагать свои мысли — или ставить галочки в клеточки? — Компас абитуриента, 30 мая 2008 года.
  38. ↑ 38.0 38.1 38.2 Хлебников, В. Тайны ЕГЭ — Новая газета, 27 ноября 2008 года.
  39. ↑ 39.0 39.1 Шмараева, Е. Директор растратил веру в ЕГЭ. — Газета.ру, 14 мая 2009 года.
  40. Отстранен от должности руководитель Федерального центра тестирования — Kм.ру, 2 февраля 2007 года.
  41. Идеолог ЕГЭ ушел в отставку под давлением прокуратуры. — РБК, 27 марта 2008 года.
  42. ↑ 42.0 42.1 42.2 Таратута, Ю. Виктор Болотов сдал единый госэкзамен. — Коммерсантъ, 27 марта 2008 года.
  43. Анохина, М. Идеолог ЕГЭ переходит на 12-летку. — Газета.ру, 27 марта 2008 года.
  44. Агранович, М. Наука победила ЕГЭ. — Российская газета, 28 марта 2008 года.
  45. Агранович, М. «Единому» дали добро. — Российская газета, 14 февраля 2007 года.
  46. Агранович, М. Классный руководитель. — Российская газета, 1 апреля 2008 года.
  47. Новый глава Рособрнадзора Любовь Глебова: Все варианты ЕГЭ 2008 года будут иметь уникальный номер. — Полит.ру, 16 апреля 2008 года.
  48. Порядок проведения единого государственного экзамена. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 года. № 57 — Официальный информационный портал Единого государственного экзамена, 2009 год.
  49. Абрамов, А. Совершенствовать нельзя отменить. — Независимая газета № 231, 15 декабря 2009 года.
  50. Никольская, П. ЕГЭ укачал ректоров. — Газета.ру, 29 сентября 2009 года.
  51. Насыров, Е. Ректор МГУ Виктор Садовничий: «C ЕГЭ смирились даже мы». — Gzt.ru, 29 сентября 2009 года.
  52. ↑ 52.0 52.1 Шарыгин, И. Главное — не результат, а действие. — Независимая газета, 11 сентября 2001 года.
  53. ↑ 53.0 53.1 53.2 53.3 Семёнова, А. Плюс один. — Частный корреспондент, 28 ноября 2008 года.
  54. Емельяненков, А. ЕГЭ на весах Фемиды — Российская газета, 6 мая 2009 года.
  55. Верховный суд РФ подтвердил законность правил проведения ЕГЭ — РИА «Новости», 15 мая 2009 года.
  56. Ивойлова, И. Верховный суд ЕГЭ не сдал. — Российская газета, 18 мая 2009 года.
  57. Родители школьников не смогли доказать незаконность ЕГЭ в суде. — Лента.ру, 15 мая 2009 года.
  58. Фурсенко счёл требования об отмене ЕГЭ аморальными. — Лента.ру, 8 мая 2009 года.
  59. Лемуткина, М. Сто баллов за ЕГЭ — это «через чюр». — Московский комсомолец, 2 ноября 2009 года.
  60. Агранович, М. Восхождение на пик МГУ. — Российская газета, 20 января 2010 года.
  61. Медведев требует создать комиссию по оценке результатов ЕГЭ. — Вести.ру, 10 августа 2009 года.
  62. Дмитрий Медведев распорядился образовать Комиссию при Президенте по совершенствованию проведения единого государственного экзамена и утвердил Положение о Комиссии и её состав. — Официальный сайт Президента России, 14 октября 2009 года.
  63. ↑ 63.0 63.1 63.2 63.3 Доклад по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена. — Официальный сайт Президента России, 22 декабря 2009 года.
  64. Медведев поручил опубликовать выводы комиссии по ЕГЭ. — РИА «Новости», 21 декабря 2009 года.
  65. ОП РФ поставит своих наблюдателей на ЕГЭ-2010 во всех регионах — РИА «Новости», 18 февраля 2010 года.
  66. Чернаков, А. ЕГЭ сдаётся. «Известия» (26 мая 2010 года).
  67. «Горячая линия» по ЕГЭ-2010 начинает свою работу. РИА «Новости» (31 мая 2010 года).
  68. ↑ 68.0 68.1 68.2 ЕГЭ и коррупция. «Интерфакс» (25 мая 2010 года).
  69. ↑ 69.0 69.1 69.2 69.3 69.4 Итоги ЕГЭ-2010. «Интерфакс» (29 июня 2010 года).
  70. ↑ 70.0 70.1 ЕГЭ-2010 завершён, «двоечников» ждут пересдачи. РИА «Новости» (16 июня 2010 года).
  71. ↑ 71.0 71.1 71.2 71.3 Бабич, Д. Итоги зачисления в вузы: прорыв троечников?. РИА «Новости» (12 августа 2010 года).
  72. ↑ 72.0 72.1 В 2010 году ЕГЭ не сдали 16 тысяч школьников. «Российская газета» (29 июня 2010 года).
  73. ↑ 73.0 73.1 73.2 73.3 73.4 73.5 73.6 Дуэль, А. Приёмная кампания в вузы-2011: Льготы для призёров олимпиад и инвалидов ограничат. «Комсомольская правда — Новосибирск» (18 октября 2010 года).
  74. Жалоб на ЕГЭ в 2010 году стало больше, Рособрнадзор проводит проверки. РИА «Новости» (9 июня 2010 года).
  75. ↑ 75.0 75.1 «Полный пакет знаний», включая ЕГЭ, можно купить за 150 тыс. рублей. «Росбалт» (18 июня 2010 года).
  76. ↑ 76.0 76.1 Как проходит ЕГЭ в 2010 году. Часть 2. «Газета» (3 июня 2010 года).
  77. Мельник, А. Выпускники-2010 справляются с ЕГЭ. «Деловой Петербург» (18 июня 2010 года).
  78. Министра образования Карачаево-Черкесии уволили за аномальные итоги ЕГЭ. «Лента.ру» (2 августа 2010 года).
  79. Не все ВУЗы доверяют ЕГЭ… — ЕГЭ: информационная поддержка, 19 февраля 2010 года.
  80. ↑ 80.0 80.1 80.2 Как проходит ЕГЭ в 2010 году. Часть 1. «Газета» (3 июня 2010 года).
  81. ↑ 81.0 81.1 81.2 Никольская, П. Плохо анализируют и чертят. «Газета.ру» (27 сентября 2010 года).
  82. Чёрный список. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
  83. Зиганшина, Н. ЕГЭ можно будет распечатать. «Газета.ру» (7 декабря 2010 года).
  84. Федеральная база свидетельств о результатах единого государственного экзамена. Официальный сайт.
  85. Школьников научат экспериментировать на «отлично»TLT.ru (30 ноября 2010 года).
  86. Панельная дискуссия «Сквозные результаты образования». — Иннновационная образовательная сеть «Эврика», 2009 год.
  87. Репьева, И. ЕГЭ подвергли международному аудиту. — Большая перемена. Статья доступна на сайте ФИПИ.
  88. Виктор Болотов: Развитие системы ЕГЭ ведёт к нехватке общежитий для иногородних студентов. — REGNUM, 13 апреля 2006 года.
  89. ↑ 89.0 89.1 Как изменится ЕГЭ? — пресс-конференция Виктора Болотова, вице-президента Российской академии образования, на Ленте.ру, 21 декабря 2009 года.
  90. Владимир Путин считает единый государственный экзамен в школах одной из мер снижения коррупции в сфере образования — РИА «Новости», 24 июня 2002 года.
  91. ↑ 91.0 91.1 ЕГЭ необходимо избавить от коррупционного давления. — Комитет по борьбе с коррупцией, 28 августа 2009 года.
  92. Медведев поручил опубликовать выводы комиссии по ЕГЭ. — РИА «Новости», 21 декабря 2009 года.
  93. ↑ 93.0 93.1 Андрусенко, Л. Готовится структурная реформа образования. — Независимая газета, 17 мая 2000 года.
  94. Ваганов, А. Министр Филиппов переходит на евростандарт. — Независимая газета, 1 сентября 2001 года.
  95. Губарев, В. Академик В. И. Арнольд: Путешествие в хаосе. — Наука и жизнь, № 12, 2000 год.
  96. Ваганов, А. Тяжкая поступь функциональных грамотеев. — Независимая газета, 1 сентября 2001 года.
  97. Ивойлова, И. Эту математику взять и отменить? — Российская газета, 23 сентября 2008 года.
  98. Песков, А. КВН-2009. — Полит.ру, 4 февраля 2009 года.
  99. Песков, А. КВН-2009. Новые заметки по поводу ЕГЭ по истории России. — Полит.ру, 12 марта 2009 года.
  100. Песков, А. ЕГЭ-2009 по литературе: лучше не будет. — Полит.ру, 25 мая 2009 года.
  101. ↑ 101.0 101.1 Коллективное письмо «Нет разрушительным экспериментам в образовании». — Первое сентября, 2004 год].
  102. Школьник-самоубийца сдал ЕГЭ на 56 балловLife news (1 июня 2010 года).
  103. Смертельный экзамен: по России прокатилась череда самоубийств, связанных с ЕГЭ. «Аргументы и факты — Петербург» (2 июня 2010 года).
  104. Романов, Е. Экзамен на смерть. «Взгляд» (26 июля 2010 года).
  105. В Татарстане повесился школьник, испугавшийся сдавать ЕГЭ на татарском. ИА «REGNUM» (12 октября 2010 года).
  106. Агранович, М.; Кириллова, С. Ректоры против. — Российская газета, федеральный выпуск № 3332, 29 октября 2003 года.
  107. Сергей Комков Параметры для составления тестов ЕГЭ берутся с потолка. — Русская линия, 14 февраля 2009 года.
  108. Работа над новым законом об образовании может продлиться около года. — РИА «Новости», 18 февраля 2010 года.
  109. Общественное обсуждение законопроектов. Официальный сайт.
  110. 1 декабря для общественного обсуждения опубликован законопроект «Об образовании» в новой редакции. Минобрнауки России (1 декабря 2010 года).
  111. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Официальный сайт.
  112. Соколова, Ю. Комитет ГД предлагает сделать обязательным ЕГЭ по физике. РИА «Новости» (4 октября 2010 года).
  113. Как проходит ЕГЭ в 2010 году. Часть 3. «Газета» (3 июня 2010 года).
  114. Привалов, А. ЕГЭ как точка отсчёта. «Эксперт Online» (3 декабря 2010 года).
www.memoid.ru