14.07.2020

Не верь глазам своим

Известный онлайн ресурс допустил массированный вброс ошибок в задании 9

Находясь дома на самоизоляции, выпускники при подготовке к ЕГЭ вынуждены полагаться, в основном, на материалы из Интернета. Занимаясь вопросом корректности некоторых вариантов задания 9, я наткнулся на одном из самых популярных онлайн ресурсов на тренировочную работу по теме безударных гласных в корнях, в которой было много ошибок. Ресурс активно используется школами по всей стране для организации подготовки к ЕГЭ. Я оперативно сообщил авторам об ошибках, и они сразу сняли файл с публикации, сказав, что срочно перепроверят и другие тренинги.

У меня были сомнения, стоит ли публично поднимать эту тему. Однако, как оказалось, файлы этого тренинга успели разойтись на «вторичном» информационном рынке, хотя они были доступны на сайте разработчика чуть больше недели (дата релиза 3 апреля 2020 г.). Их и сейчас продолжают публиковать различные сайты и образовательные платформы, зарабатывающие на рекламе. Некоторые аферисты даже пытаются продавать подобные материалы за деньги! Стандартная такса составляет 100 р. Надо ли говорить, что многие псевдо-образовательные сайты и лица, паразитирующие на этой теме, беспокоятся вовсе не о том, чтобы сеять разумное (не говоря уже про доброе и вечное), а только о своих доходах.

Когда я сообщил об этом забавном пиратстве методисту, который курирует разработку данных учебных материалов, он был очень удивлен, сказав, что впервые об этом слышит. Его, да и мое удивление было связано с тем, что данные тренировочные работы сейчас выложены на самом сайте производителя в свободном доступе. Но ведь не все об этом знают, значит можно нажиться.

Не могу точно сказать, есть ли возможность купить еще не прошедшие в школах диагностические работы с ответами. Их опять же предлагают купить, но, возможно, этой фейк. Я пожалел 100 р на это смехотворное расследование. Это редкая глупость списывать диагностические работы, вместо того, чтобы воспользоваться возможностью проверить свои знания перед ЕГЭ. Однако, спрос на такие скачивания есть, и он рождает предложение. Раньше бывало, что перед экзаменом сливались в сеть даже реальные варианты ЕГЭ.

Так или иначе, я счел возможным рассказать о тестах с ошибками, чтобы при подготовке выпускники не запутались и не начали заучивать ошибочную информацию. Я не только приведу текст заданий, но и дам по каждому небольшой комментарий, что может быть кому-то полезно в плане подготовки. Сразу должен предупредить, что я прорешал только первый из двух наборов тренировочных тестов, в котором было около полутора десятков вариантов. Так что нельзя исключить наличие ошибок и во втором комплекте. Простите, руки не дошли.

Итак…

Вариант 1

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2) приг..родный (вокзал), обн..мать, зам..реть
3) проск..чить, непон..мание, р..сток
4) вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5) п..риод, выб..рать, оз..рничать

Ответ в тренинге: 235
Правильный ответ: только 3.

Ошибки:

  • пригородный (ПГ – чередования нет, проверяемая гласная – гОрод);
  • период (НГ – чередования нет, непроверяемая гласная);
  • озорничать (НГ – чередования нет, непроверяемая гласная).

Вариант 2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) попл..вок, скл..нение, оз..рять
2) зан..маться, обж..гающий, предл..жение
3) анал..гичный, пот..рять, разр..статься
4) ст..лизовать, заб..рать, к..сание
5) подск..чить, отн..мать, бл..стать

Ответ в тренинге: 145
Правильный ответ: 15

Ошибка:

  • стилизовать (ПГ – чередования нет, проверяемая гласная – стИль).

Вариант 5

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..лжник, выт..рли, пр..стоватый
2) пот..рять (перчатку), обг..ревший, к..снулся
3) зан..мательный, безотл..гательный, проб..раться
4) пок..рять, р..стовщик, зам..рать (от удивления)
5) сл..жение, заж..гательный, ск..кать

Ответ в тренинге: 35
Правильный ответ: 3

Ошибка:

  • сл..жение (однозначно квалифицировать невозможно).

Я не случайно не заполнил пропуск, поскольку неясно, чем его заполнять. Разработчик в разговоре со мной отстаивал правомерность отнесения к чередованиям слова СЛ..ЖЕНИЕ, сообщив, что имелось в виду СЛОЖЕНИЕ полномочий (СЛАГАТЬ, черед. -лож-/-лаг-). На что я ответил, что без контекста нельзя понять, что это за слово. Лично я предположил, что речь идет о слове СЛЕЖЕНИЕ, в котором если, что и чередуется, то согласная (СЛЕДИТЬ, черед. -ж-/-д-). Также нет никаких причин не заподозрить здесь слово СЛУЖЕНИЕ, хотя различимость звука [у] в безударной позиции гораздо сильнее, чем у звуков [а],[о], [е] или [и]. Короче, без контекста такие слова в задании давать нельзя.

При этом замечу, что в этом же задании уточняется контекст для слова “ПОТ…РЯТЬ (перчатку)”. Можно и без перчатки. Там ни при каком контексте чередования нет. Его к слову ПОТИРАТЬ никак не пришьешь. А вот в слове ЗАМ…РАТЬ (от удивления) контекст действительно уместен, чтобы не перепутать со словом ЗАМАРАТЬ. В целом разработчикам надо внимательнее отслеживать слова, для которых нужно указывать контекст в скобочках. Я не раз встречал в разных источниках задания с невозможностью однозначного решения из-за того, что авторы не догадались указать слово в скобочках.

Вариант 6

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) хл..потать, зап..реть (на замок), р..сток
2) забл..стел, ск..калка, соб..рать
3) пож..мающий, соч..тание, поч..тать (старших)
4) взр..слеть, г..рнолыжный, оз..рение
5) попл..вок, зад..раться, изл..жить (суть проблемы)

Ответ в тренинге: 235
Правильный ответ: 25
Ответ для ЕГЭ: 235.

Ошибка

  • сочетание (НГ – чередования нет, непроверяемая гласная).

ВНИМАНИЕ! Это единственная ошибка в данном тренинге, источник которой, как мне удалось выяснить, – это трактовка данного слова самими разработчиками КИМов ЕГЭ. Поэтому данное слово, если оно попадется вам на госэкзамене, следует квалифицировать как имеющее чередование в корне (хотя это и неверно). Слову СОЧЕТАНИЕ посвящена отдельная статья, которую вы можете прочитать по этой ссылке.

Огласите весь списочек, пожалуйста

Занимаясь проблемой задания 9, я наткнулся на несколько источников, содержащих ошибки в тестах. Каждая такая ошибка – это вброс в информационное пространство целого набора слов с неверной характеристикой гласной в корне. Например, один лишь вариант 30 из сборника И.П. Василевских и Ю.Н. Гостевой «ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части 1. – М., 2020. (Серия «ЕГЭ. Банк заданий)» (стр. 287-288) запустил на Интернет-орбиту сразу 12 слов с неверной трактовкой! Этот анти-рекорд едва ли кому-то удастся побить. В ответе данного задания указано сразу 4 пункта из 5-ти возможных – по три слова в каждом. И это при том, что на самом деле формулировке задания не соответствует ни один пункт.

Приведу два списка. В списке №1 слова, в которых чередования нет или оно спорно, но которые на ЕГЭ необходимо квалифицировать как чередование, поскольку так считают заблудшие разработчики ЕГЭ, что отражено в их учебных пособиях и демоверсии 2020 года (подробнее о демоверсии читайте здесь). В списке №2 слова, которые на ЕГЭ к чередованиям относить не следует, поскольку такая их квалификация в источниках является явной ошибкой.

Список №1 (!) На ЕГЭ считать чередованием.

СОЧЕТАНИЕ (сочетать, бракосочетание), ВЫЛОЖИТЬ (разложить, переложить, отложить, доложить и др. формы слов с любым значением и корнем -лож-, переходящим в -клад-  в несов. виде), ВОДОРОСЛИ.

Список №2. На ЕГЭ не считать чередованием.

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ (парадокс…), СЧАСТЛИВЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (преподавать, давать, дающий…), АТТЕСТАЦИОННЫЙ, ОЧАРОВАНИЕ (очаровать, разочарование…), ДИНАМИЧНЫЙ,  ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (идеалист), ДОСТИЖЕНИЕ (достигать), ПРЕДЪЯВИТЬ (заявить, заявление), ОБНАЖЁННЫЙ (обнажить), НАСЛАЖДЕНИЕ (наслаждаться), ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ (интересоваться),  ПРИГОРОДНЫЙ (пригород), ПЕРИОД (периодически), ОЗОРНИЧАТЬ (озорник), СТИЛИЗОВАТЬ (стилизация), СЛЕЖЕНИЕ (следопыт).

***

Разумеется, приведенные списки – не более, чем вершина айсберга, к которому медленно приближаются на утлых суденышках выпускники 2020 года, готовясь к своему финальному экзамену в режиме самоизоляции. Мне так и слышится светлая, но немного печальная музыка из фильма «Титаник». Сколько всего подобных ошибок циркулирует в печатных и электронных источниках? Это известно только суровому и не всегда справедливому богу ЕГЭ.

Петр Чернов

Петр Чернов

Руководитель проекта Rus-Exam.ru

Посмотреть все записи автора Петр Чернов →