Как избежать лексических ловушек в сочинениях на ЕГЭ: советы от Марии, опытного учителя русского языка

Девочка читает басню с парящей фразой из Крылова

Мария Петровна, учитель русского языка в одной из московских гимназий, каждую весну наблюдает, как её ученики начинают готовиться к важнейшему испытанию — ЕГЭ. Она знает, что одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, являются лексические ловушки в сочинениях. Многие из них не осознают, как одно слово может изменить смысл всего текста и как на этом можно споткнуться в финале.

Лексические ловушки часто поджидают студентов, когда они пытаются выразить свои мысли. Например, некоторые слова могут звучать похоже, но их значения абсолютно различны, и это может ввести школьников в заблуждение при написании сочинений. В одной реальной ситуации один из учеников, сократив выражение «превосходящий» до «превосходно», потерял нить своих аргументов. Вместо того чтобы выразить идею о том, что его мысль выше всех рассмотренных ранее позиций, он оказался в ситуации, где его основная идея «превосходства» обернулась квалификацией какого-то предмета.

Чтобы избежать таких недоразумений, Мария Петровна рекомендует следующие методы:

1. Проблемные слова: Составьте список лексических ловушек, с которыми вы часто сталкиваетесь. Обратите внимание на слова, имеющие несколько значений или схожие по звучанию, но разные по смыслу.
2. Контекст имеет значение: Учитесь анализировать слова в контексте. Прежде чем использовать слово, задайте себе вопрос: «Подходит ли это слово в данной ситуации?»
3. Чтение текстов: Читайте больше художественной и публицистической литературы. Обратите внимание на то, как авторы выбирают слова и выражения. Это позволит лучше понять, как избежать ловушек.
4. Практика: Пишите несколько пробных сочинений на разные темы. Попросите учителя или сверстника проверить ваши тексты на наличие лексических ошибок.
5. Обратная связь: Будьте открыты к критике и комментариям. Это поможет вам улучшать свои навыки и понимать, где вы споткнулись.

Важно помнить, что каждая ваша работа — это возможность учиться и расти. Мария Петровна всегда подчеркивает своим ученикам, что в русском языке нет «сложных» или «простых» слов, есть лишь правильные и неправильные варианты их использования.

Изучив предложенные советы, студенты могут значительно уменьшить количество лексических ошибок в своих текстах, а значит, увеличить свои шансы на высокие баллы на ЕГЭ. Как учитель, Мария Петровна обожает видеть, как её ученики проходят этот путь, улучшая свои навыки и ловко маневрируя между словами.

Интересный факт: многие русскоязычные люди неправильно произносят слово «жюри», добавляя лишний слог и произнося как «жюри́». На самом деле правильное ударение — на первом слоге: «жюри́».

Вам может также понравиться...