Как избежать лексических ловушек в сочинениях на ЕГЭ: советы от учителя русского языка

Мальчик нашёл ошибку в слове на уроке русского языка

Василиса Петровна, увлечённая преподавательница русского языка и литературы в одной из московских школ, всегда считала, что умение самостоятельно анализировать текст и передавать свои мысли на бумаге — это не просто навык, а настоящее искусство. При подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) её ученики сталкиваются с различными вызовами, и одним из самых заметных является запутанность в лексических ловушках, которыми так полны русские тексты. Эти ловушки не только могут сбить с толку, но и оказать негативное влияние на итоговый балл. Как избежать таких ошибок и показать все свои знания, рассказываем в нашей статье.

Русский язык полон нюансов. Одним из самых распространённых проблемных мест становится сочинение — задание, которое требует от учащихся не только грамотного изложения своих мыслей, но и умения обращаться с лексикой. На примере нескольких типичных ошибок закончим вместе с Василисой Петровной этот раздел:

1. Применение синонимов. Студенты часто стараются разнообразить свой текст, подбирая синонимы, но не всегда задумываются о том, насколько они подходят в конкретном контексте. Например, слово «веселый» можно заменить на «радостный», но в предложении «Он был весел на уроке» лучше оставить первоначальную версию. Применение неуместного синонима может искажать смысл фразы.

2. Многозначность слов. В русском языке есть множество слов, которые могут иметь несколько значений. Неправильное понимание такого слова может привести к путанице. Например, «ключ» — это не только предмет, открывающий замок, но и решение проблемы. Используйте такие слова осмотрительно и всегда проверяйте контекст.

3. Употребление устойчивых выражений. Студенты порой забывают о существующих фразеологических оборотах и пытаются придумать свои. Сравните: «принять близко к сердцу» и «воспринять близко к сердцу». Последняя фраза звучит странно, и её лучше не использовать в сочинении.

4. Чередование форм. Ошибки в выборе формы слова могут привести к нелепым фразам. Например, неправильное употребление формы глагола «блестеть» может звучать как «блесеет» вместо «блестит».

5. Неправильные предлоги. Они могут полностью поменять смысл. Например, «разговаривать с кем-то» — правильный вариант, в то время как «разговаривать о ком-то» совершенно меняет смысл и может вызвать недоумение.

Чтобы избежать этих лексических ловушек, принятые в сочинениях на ЕГЭ, Василиса Петровна предлагает несколько простых и практичных советов:

— Читайте больше литературы, чтобы расширить свой словарный запас и понимать контекст.
— При написании сочинения делайте акцент на грамматике и лексике, а не только на содержании. Обязательно проверяйте написанное!
— Используйте словари при поиске синонимов или определений. Это поможет избежать оплошностей.
— Для понимания многозначности слов также можно обратиться к примерам из упражнений или литературных произведений.
— Обязательно обсудите ваш текст с другом или учителем, чтобы получить обратную связь и выявить возможные ошибки.

В конце нашей беседы, важно подчеркнуть, что практика играет решающую роль в улучшении навыков письма. Пусть даже ошибки будут частью процесса, они помогают учиться и расти.

Забавный факт о русском языке: слово «суп» имеет более чем одно значение, включая не только первое блюдо, но и разговорный смысл, когда кто-то говорит: «Я на супе», имея в виду, что может поесть лёгкую еду. Так вот, будьте внимательны и всегда старайтесь углубляться в значения слов — это ключ к мастерству!

Вам может также понравиться...